Старообрядчество или староверие

Большое влияние на жизнь горнозаводского населения Урала XVIII — первой половины XIX в. оказывало старообрядчество. К началу XIX в. число приверженцев «старой веры» в крае достигло 150 тыс. че­ловек. Крупнейшими центрами местного раскола стали села приписных крестьян Зауралья, унаследовавшие традиции урало-сибирско­го раскола XVII в., кельи на Веселых горах, что неподалеку от Черноисточинского завода, тесно связанные с Невьянским, Нижне-Тагильским и другими заводами этого края, Шарташская слобода вблизи Екатеринбур­га с многочисленным купечеством, старообрядческие скиты по р. Колве, Вишере, верховьям Камы.

На Урале сосуществовали различные толки старообрядчества. Наиболее распространенным согласием раскола на Урале стало беглопоповское течение «софонтиевцев», тесно связанное с волжскими центрами старообрядчества. Кроме этого, па Урале существовали и сторонники беспоповских согласий (поморцы, федосеевцы, странники). В течение XVIII в. происходило определенное сближение этих течений, в результате которого к началу XIX в. возникло «часовенное согласие», ставшее основным течением уральского раскола. Старообрядчество способствовало сохранению в быту населения элементов старой русской культуры XVI-XVII вв.

Старообрядчество было тесно связано с народными представлениями об «истинной церкви», о крестьянском идеале справедливости. Раскол оправдывал неповиновение властям «антихристова царства» Российской империи XVIII-первой половины XIX в. Он был переплетен с антифеодальным протестом приписных крестьян, мастеровых и работных людей Урала.

Для борьбы с распространением раскола в крае неоднократно организовывались «сыски» староверов, в 30-50-е годы XVIII в. и особенно в 30-40-е годы XIX в. образовались специальные учреждения (миссии, секретные совещательные комитеты).

Вместе с тем следует отметить, что старообрядчество Урала никогда не было единым в социальном отношении. Большинство старообрядческих общин состояло из крестьян, мастеровых и работных людей. Но среди старообрядцев были и заводские приказчики, управленческий аппарат частных заводов.

Богатое шарташское купечество Екатеринбурга в начале XIX в. предпринимало шаги по созданию самостоятельной, независимой от официальной церкви и единоверия церковной организации уральского раскола, однако эти проекты оказались неосуществленными в связи с изменениями во внутренней политике Николая I, начавшего наступление на старообрядчество в стране, а также из-за противодействия этим проектам со стороны рядовых членов старообрядческих общин — крестьян, работников горных заводов. Особенно отчетливо противоречия между торгово-промышленной верхушкой уральского раскола и трудящимися-староверами выявились в ходе волнений на Ревдинском заводе в 1800, 1824-1826, 1841 гг. и в 1822-1823 гг. на Кыштымском заводе.

Из истории старообрядчества

Старообрядчество или староверие, совокупность церковных организаций, согласий, толков и групп в России и за ее пределами, не принявших церковной реформы, проведенной патриархом Никоном по указу царя Алексея Михайловича, и ставших оппозиционными или враждебными официальной церкви.

Сторонники старообрядчества были преданы анафеме на церковном соборе 1666-67 гг.

Пестрый социальный состав старообрядчества — крестьяне, часть купечества, представители старых боярских родов и низшего духовенства, обусловил формирование ряда направлений, в разной степени оппозиционных официальной церкви: поповцы, беглопоповцы, беспоповцы и др.

Первые признавали необходимость священников при богослужениях и обрядах, вторые принимали беглых попов, третьи отрицали самую возможность существования истинного священства, т. к. оно «истреблено антихристом».

В дальнейшем поповщина и беспоповщина разбились на многочисленные согласия и толки, лишенные четкого организационного и идеологического единства (беглопоповский, поморский, федосеевский. филипповский, страннический и др.) В 1846 на территории Австрии, в Белой Кринице, была основана Белокриницкая (Австрийская) иерархия, главой стал бывший босно-сараевский митрополит Амвросий.

Наказания за неприятие царской реформы церкви были жесткими:

  • 1649 – смертная казнь за ересь (по Соборному уложению)
  • 1656 – провозглашение староверов еретиками и предание их анафеме
  • 1681 – приравнивание к богохульникам
  • 1682 – использование армии для воздействия на староверов
  • 1682 – в Пустозерске в срубе сожжены протопоп Аввакум и его соратники
  • 1684 – в Москве демонстративно начали сжигать староверов в срубах (более 100 казней). А за подготовку к самосожжению введена смертная казнь.

Петр I повелел переписать всех раскольников мужского и женского пола, где бы они не проживали, и обложить их двойной подушной податью. За укрытие от переписи, если находили, предавали суду, взыскивали двойной налог или ссылали на каторгу. Петр перевел это дело из сугубо религиозного русла в финансовое, благодаря в том числе которому пополнялась государственная казна. Согласно указу:

  1. Строго воспрещалось обращать в раскол своих домашних и других людей.
  2. Старообрядцы не допускались к общественным должностям. Их свидетельства против придерживавшихся официального православия не принимались в расчет.
  3. Все старообрядцы должны были носить особое платье, по которому их сразу узнавали.
  4. Подать приходилось платить и в случае, если венчались не у церковных пастырей.
  5. Перед вступлением в брак с придерживающимся официального православия необходимо было отречься от старой веры, впрочем, как и все иноверцы.

Преследования со стороны властей и официальной церкви вынуждали старообрядцев к бегству в отдаленные от центра районы России. Со второй половины XVII в. они появляются на Урале, в основном из Поморья и северных областей России. С 20-х годов XVII века усилился приток старообрядцев с реки Керженец (отсюда уральско-сибирское название староверов «кержаки»). В период промышленного освоения Урала старообрядцы находили приют на частных и даже казенных заводах. Нередко во главе старообрядческих общин становились крупные заводопромышленники.

В 1800 по указу правительства создается единоверческая церковь, в которой старообрядцам было позволено служить по старым книгам и обрядам, но священников назначали епархиальные архиереи, некоторое распространение единоверия на Урале было следствием насильственного воздействия церковных и светских властей, стремления старообрядцев избегать преследований. После революции 1905-07 гг. положение старообрядцев было легализовано (указы 17 апреля 1905 и 17 октября 1906 г.). На Урале началось. строительство и освящение церквей Белокриницкой иерархии.

Как культ, явление старообрядчества характеризуется консервативностью не только обрядовой жизни, но и быта, одежды. песнопений, иконописания. нравственных устоев. Для старообрядчества характерны сравнительно высокая грамотность, начитанность, почитание книг и икон. Это нашло выражение и в идеологическом отстаивании старой веры, в публицистике. Следование традициям старины способствовало созданию ценнейших произведений Невьянской школы иконописи, художественному оформлению рукописных, а в дальнейшем и печатных книг.

В XX в. на Урале происходит активизация деятельности старообрядцев, открытие новых храмов и молитвенных домов.

Основные направления старообрядчества: Белокриницкая иерархия (Старообрядческая митрополия Московская и Всея Руси), беспоповское согласие, часовенное согласие, филипповцы. поморцы, небольшие и все еще законспирированные группы истинно-православных христиан странствующих (ИПХС).