Территория Урала в годы войны

Уральский регион, расположенный по Урала обе стороны Уральского хребта, не бу­дучи прямым административно-терри­ториальным субъектом РСФСР и СССР, с географи­ческой, экономической, этнической, исторической то­чек зрения представлял собой целостное сообщество.

К Уралу относились две автономные республики: Башкирская и Удмуртская, четыре области: Перм­ская (в 1940-1957 гг. — Молотовская), Свердловская (в ее состав в 1942 г. из Челябинской были переданы два района — Каменский и Покровский), Челябин­ская, Оренбургская (в 1938-1957 гг. — Чкаловская). В феврале 1943 г. была образована Курганская об­ласть (в ее состав вошли 32 района Челябинской и 2 района Омской). В июле 1944 г. 2 района из ее состава были переданы в Тюменскую область. С 1935 по 1944 г. районы Тюменской области входили в состав Омской области. В 1944 г. была образована Тюменская область.

На Урале шёл процесс разукрупнения областей.

Население На территории Урала по переписи 1939 г. проживало 13,5 млн человек, что составляло 8 % населения страны. За годы войны городское население в регионе увеличилось, сельское, наоборот, резко сократилось. Рост числа горожан был обусловлен притоком эвакуированных и переселенцев из сельской местности, а также преобразованием в города сельских населенных пунктов. Впервые в истории Урала доли городского и сельского населения уравнялись. Особенностью Урала был многонациональный состав населения.

Экономика

Промышленность

В 1941 -1942 гг. на Урал было эвакуировано оборудование более 700 предприятий, что значительно усилило его военно-промышленный потенциал. По указанию Государственного Комитета Обороны в Челябинске, Нижнем Тагиле, Свердловске были созданы три танковых завода-гиганта. Эвакуированный в Нижний Тагил из Харькова танковый завод, начавший работу на производственной площадке Уралвагонзавода, приняв оборудование Московского станкостроительного им. Орджоникидзе и Мариупольского броневого заводов, наладил массовый выпуск танков Т-34.

Уралмаш, разместивший на своих площадях оборудование Ижорского (Ленинград), брянского «Красного Профинтерна», киевского «Большевика» и других за-водов, организовал выпуск танковых корпусов и башен, танков Т-34 и самоходных артиллерийских установок (САУ). В результате слияния Челябинского тракторного завода с ленинградским «Кировским» и Харьковским дизель-моторным был образован комбинат («Танкоград»), выпускавший тяжелые танки КВ и ИС, САУ. Первоклассные машины ленинградцев и харьковчан, опыт массового производства уральцев создали необходимые предпосылки для быстрого выпуска танков.

Еше в конце 1930-х гг. были разработаны оригинальные типы боевых машин. Конструкторы М. И. Кошкин, А. А. Морозов, Н. А. Кучеренко создали средний танк Т-34. «Тридцатьчетверка» стала основным типом танкового вооружения в годы войны. Фронтовики дали ему высокую оценку. Это вынуждены были признать и немецкие офицеры. Генерал Шнедер писал:

«Попытка создать танк по образцу русского Т-34 после его тщательной проверки немецкими конструкторами оказалась неосуществимой».

Генерал-фельдмаршал Клейст назвал Т-34 лучшим танком в мире. Создание конструктором Ж. Я. Котиным тяжелого танка КВ («Климент Ворошилов») явилось новым направлением в отечественном и мировом танкостроении. Харьковские конструкторы впервые в мировой практике разработали дизельный двигатель для танков.

Ученые и конструкторы Танкограда, осуществляя программу развития тяжелого танка, разработали и поставили фронту 13 типов боевых машин и САУ. В 1942 г. в конструкторском бюро родилась идея создания тяжелого танка ИС («Иосиф Сталин»). В рекордно короткий срок, всего за 51 день, было налажено его серийное производство. Когда на полях сражений появились новые немецкие «тигры» и «пантеры», Красная Армия уже имела на вооружении ИС, самый мощный, тяжелый танк в мире.

По своей бронезащите, артиллерийскому вооружению и маневренности ИС до конца войны остался непревзойденным танком тяжелого типа. Испытав в боях мощную силу ИС, немецкое командование вынуждено было издать секретный приказ, в котором предписывалось избегать боев с этими машинами.

Всего за годы войны учеными и конструкторами было разработано около ста образцов боевых машин. Большая часть их выпускалась поточным производством. Уральцы первыми в мире поставили на поток изготовление танков. В Челябинске завод им. Колющенко выпускал знаменитые «Катюши», а бывшая табачная фабрика — снаряды для них и торпеды для подводных лодок.

В годы войны резко вырос военно-промышленный потенциал Урала.

В годы войны были увеличены мощности Магнитогорского металлургического комбината, Чусовского, Златоустовского металлургических заводов, Уральского алюминиевого (Каменск-Уральский) и Соликамского магниевого заводов, комбината «Южуралникель» (Орск). В короткие сроки были построены Челябинский и Чебаркульский металлургические, Богословский алюминиевый, Миасский автомобильный заводы, Челябинская и Соликамская ТЭЦ.

Не было таких видов военной продукции, которые бы не изготавливались на Урале. До войны броневая сталь на Урале не производилась. Чтобы удовлетворить потребности фронта в специальных сортах черных металлов, ученым и металлургам, и прежде всего коллективу Магнитогорского металлургического комбината, пришлось в короткий срок освоить технологию выплавки броневой стали в больших мартеновских печах. Впервые в истории магнитогорцы применили блюминг для получения танковой брони, совершив технический переворот в металлургическом деле.

На Урале изготавливались все виды военной продукции.

В военные годы на Урале развернулись подготовка новых квалифицированных кадров в системе трудовых резервов (школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища), индивидуальное и бригадное ученичество непосредственно на производстве, производственный инструктаж, курсы техминимума, стахановские и технологические школы, обучение вторым и смежным профессиям. Большую роль в создании квалифицированных кадров промышленности Урала сыграли эвакуированные из Москвы, Ленинграда, Сталинграда, Киева, Харькова рабочие, техники, инженеры. Для сохранения индустриальных работников в военной промышленности применялось бронирование (освобождение от призыва в армию).

На Урале, где был собран цвет рабочих страны, зародились многие патриотические начинания и движения. Их инициаторы — Е. П. Агарков, И. П. Блинов, В. В. Гусев, Е. И. Подорванова, Г. Ф. Семенов, П. А. Томилов и другие — были известны всей стране. Первую комсомольско-молодежную бригаду на Уралмаше возглавил М. Ф. Попов. В сентябре 1941 г., когда гитлеровцы подходили к Москве, молодые уральцы начали соревнование за почетное звание фронтовой. Их девизом было: «В труде, как в бою!» Бригада Попова уменьшила время обработки танковой башни до 4 часов 10 минут при норме 18 часов.

На Урале был собран цвет рабочего класса страны.

Транспорт

С размещением эвакуированных заводов, резко увеличились перевозки внутри региона. На уральских магистралях, связывавших центр страны с Сибирью и Дальним Востоком, возрос транзитный поток: на фронт шли военные эшелоны, на восток — поезда с грузом и населением. Все это требовало исключительной четкости в работе железнодорожников. За первые два военных месяца только Пермская железная дорога перевезла 3 млн человек.

В 1943 г. железные дороги были переведены на военное положение. Все звенья сложного транспортного механизма стали работать более четко и согласованно. Огромная напряженность в работе транспорта требовала строительства новых железнодорожных линий, подъездных путей к новым промышленным объектам. В Оренбургской области скоростными темпами сооружались линии Гурьев — Орск и Орск — Домбаровка, в Удмуртии — Ижевск — Балезино. За годы войны перевозка грузов на уральских железных дорогах выросла на 30 %, в то время как эксплуатационная длина магистралей возросла всего лишь на 5 %.

Самоотверженно работали речники Камского речного пароходства. Судовые коллективы с целью экономии средств сами ремонтировали пароходы, сокращали расход топлива, выступали инициаторами буксировки большегрузных возов. В дни битвы на Волге камские пароходы доставляли защитникам Сталинграда оружие, боеприпасы, снаряжение; на обратном пути вывозили раненых, эвакуированное население. Суда подвергались бомбежкам и обстрелам, однако команды мужественно и умело выполняли задания.

В годы войны перевозка грузов резко увеличилась.

Сельское хозяйство

При потере важнейших аграрных районов страны роль сельского хозяйства на востоке возросла. Это вызвало ряд изменений в организации и структуре сельскохозяйственного производства Урала. При сохранении ведущего положения колхозов поднялся удельный вес совхозов и подсобных хозяйств, предприятий и учреждений, выросла доля личных хозяйств населения. Ведущими отраслями в колхозах и совхозах было производство хлеба и животноводство, широкое распространение получило выращивание картофеля и овощей. Личное подсобное хозяйство колхозников превратилось в основной источник существования, обеспечивая семьи практически всеми продуктами питания, даже хлебом.

В сельском хозяйстве возросла роль подсобных хозяйств.

Рабочая сила из деревни переводилась в военную промышленность, на транспорт и строительство. На селе сократилось количество техники. Объем работ, производимых тракторами и комбайнами, в колхозах уменьшился в 2-3 раза. Это привело к резкому ухудшению обработки земли. Усилилось влияние неблагоприятных погодных условий. В 1942 г. была затяжная холодная весна, дождливое лето и раннее наступление зимы. В следующем 1943 г. посевы на Южном Урале повсеместно выгорели от засухи, а в других районах пострадали от летних заморозков (температура опускалась до -8 градусов) и от ливней с градом.

Финансирование государством сельского хозяйства было недостаточно для покрытия его расходов. Основным источником сельскохозяйственного производства на Урале стали его внутренние ресурсы.

Сокращение населения на селе восполнялось подъемом производственной активности. Его подъему способствовали различные материальные и моральные стимулы. Властями широко применялись и репрессивные меры воздействия. Однако сохранить сельскохозяйственное производство на Урале в довоенных размерах не удалось. Посевные площади сократились на 33 %, уменьшилось поголовье скота.

Основным источником развития сельского хозяйства были его внутренние ресурсы.

В годы войны произошло резкое ужесточение управления колхозами, совхозами и машинно-тракторными станциями. Крестьянство вынуждено было отдавать государству более половины получаемой продукции практически бесплатно. На Урале заготовительные цены были значительно ниже себестоимости сельско-хозяйственной продукции.

Дополнительным источником существования крестьянских хозяйств в годы войны являлся рынок. Подавляющая часть денежных доходов, полученных от продажи сельскохозяйственной продукции, шла на выплату различных налогов, которые выросли в 5-6 раз. Это отчисления и взносы: в фонды обороны, на приобретение облигаций военных займов, билетов денежно-вещевых лотерей.