Быт и культура уральцев

Жители Урала стали лучше питаться и одеваться, чем в первые послевоен­ные годы. С 1956 г. начинается поэтапное повышение зарплаты в народном хозяйстве. Была сокращена до 42 часов рабочая неделя. В том же году был принят лучший по тем временам в мире закон о пенсиях (самый низкий пенсионный возраст, максимальная пенсия 120 руб. при средней зарплате 75 руб. в месяц). Были приняты государственные программы форсиро­ванного строительства больниц, школ, дошкольных дет­ских учреждений, развития сферы торговли и общест­венного питания.

В крупных масштабах развернулось жилищное строительство. До 50-х годов государст­венное строительство жилья, по существу, не велось. С середины 50-х гг. начался переход к индустриаль­ному строительству жилья. Только в городах и посел­ках Свердловской области в 1956-1958 гг. было вве­дено в эксплуатацию 4 млн квадратных метров жилья. Это почти в два раза больше, чем за предыдущие пять лет.

Выросли и благоустроились крупные промышленные центры Урала — Челябинск, Уфа, Свердловск, Нижний Тагил и др. Шире, чем когда-либо раньше, велось асфальтирование улиц и площадей, озеленение городов. Наряду с трамваем и автобусами появились троллейбусы.

Религия

В первые послевоенные годы взаимоотношения Русской православной церкви и других религиозных конфессий с государством развивались в духе возрождения русского патриотизма, единения народа, милосердия. На Урале увеличилось число действующих храмов. В Пермской епархии к началу 1948 г. число православных церквей достигло 78.

Для сравнения отметим, что к началу Великой Отечественной войны действовало всего 11 церквей. В Екатеринбургской епархии пользовались известностью Никольский Верхотурский мужской, Покровский Верхотурский женский, Успенский Долматовский мужской монастыри. Если учесть, что к концу 30-х гг. Православная церковь не существовала как социальный институт, то изменения были значительными.

Но с 1948-1949 гг. прекращается открытие новых храмов и молитвенных домов. За период с 1948 по 1954 г. правительство не приняло ни одного положительного решения об удовлетворении ходатайств верующих; ограничиваются проповедническая, благотворительная и иные формы деятельности священнослужителей; начал набирать силу процесс изъятия действующих храмов, разборки пустующих зданий на строительные материалы или передачи их административным органам под хозяйственные нужды. В частности, в здании мечети Перми, числившейся в реестре действующих, многие годы располагался архив обкома КПСС, а здание Вознесенской церкви Екатеринбурга было занято краеведческим музеем.

КУЛЬТУРА

На развитие культуры наложил отпечаток ряд факторов: война и достигнутая в ней победа, восстановление народного хозяйства, обострение международной обстановки.

Образование Увеличилось число детей, не охваченных общеобразовательной школой. Многие школьные здания были заняты под военные госпитали. Так, в Пермской области школьная сеть сократилась на 400 единиц.

В первую послевоенную пятилетку в Пермской и Свердловской областях было построено 85 школ, в Тюменской — 45. Однако положение оставалось крайне сложным. Недостаточно развитая сеть школьных учреждений при резком увеличении численности обучающихся в них обусловила двух-, а иногда и трехсменные занятия.

В организации учебного процесса основное внимание уделялось политехнизации обучения, подготовке выпускников к общественно полезному труду. Этот процесс значительно ускорился после реформы общеобразовательной школы 1958 г. Согласно принятым решениям в стране вводилось обязательное 8-летнее образование, при школах начали создаваться производственные мастерские, на предприятиях — ученические бригады.

Война и последовавший за ней сдвиг отраслей народного хозяйства в восточные районы страны предъявили новые требования к высшей школе Урала. В течение первого послевоенного десятилетия были открыты Пермский горный, Челябинский политехнический, Свердловский железнодорожный институты.

В соответствии с запросами промышленности меняется структура и других вузов. В 1949 г. в Уральском политехническом открыт физико-технический, а в 1952 г. радиотехнический факультеты. В Уральском лесотехническом открыты лесомеханический и лесоэксплуатационный факультеты. В Магнитогорском металлургическом институте открыт строительный факультет.

Наука Уральская наука концентрировалась в 35 академических институтах и в 42 высших учебных заведениях. Наряду с ними в послевоенный период все большее значение начинают приобретать отраслевые институты. Расширилась география научных центров. Если в довоенный период крупные исследования, как правило, проводились в Свердловске, то теперь и в других областях и республиках Урала. Своеобразие уральской науки состояло в том, что она теснейшим образом была связана с промышленностью и оборонным комплексом. Многие научные разработки имели крупное народно-хозяйственное значение.

Телевещание

Первые передачи Свердловского телецентра начались 6 ноября 1955 г., к концу десятилетия им было охвачено 30 % территории области.

Телевизионные передачи начались в Перми и Челябинске.

Литература

За годы войны писательская организация Урала потеряла треть своих коллег. Несмотря на потери, Победа обусловила новый подъем литературного творчества в регионе. В первые послевоенные годы наиболее заметным явлением литературной жизни стали сказы П. Бажова, книга И. Ликстанова «Малышок», стихи Л. Татьяничевой.

В декабре 1948 г. в Свердловске проходила региональная конференция писателей Урала. Общий смысл принятых решений сводился к сближению литературы с реальной действительностью. Дальнейшее развитие литературного творчества зависело от привлечения молодых писательских сил.

В литературу пришли В. Очеретин, О. Коряков (Свердловск), В. Астафьев, Б. Михайлов (Пермь) и др. Важным этапом в развитии литературного творчества стало издание литературно-художественного ежемесячного журнала «Урал», первый номер которого вышел в январе 1958 г. Журнал стал центром притяжения литературных сил всего региона.

Музыка

В годы Великой Отечественной войны пребывание на Урале крупных музыкантов-исполнителей, педагогов, музыковедов, композиторов, таких как Д. Ойстрах, Д. Кабалевский, Г. Нейгауз и др., оказало существенное влияние на развитие музыкального искусства, культуры края. Уральская композиторская школа стала одной из крупных в России.

Уральскую консерваторию окончили М. Гальперин (класс Б. Ю. Гибалина), Г. Топорков, Е. Родыгин (класс В. И. Трамбицкого). Песни Е. Родыгина «Уральская рябинушка», «Небо темно-синее» стали известны не только на Урале, но и за его пределами.

Театр

Творческие коллективы театров продолжали работу над пополнением и разнообразием своих репертуаров. В 1946 г. Пермский театр оперы и балета был удостоен ордена Трудового Красного Знамени, а постановка опер «Иван Болотников», «Севастопольцы» — Государственных премий. Артисты театра Л. Артемов, В. Попов, Н. Измайлова, балерина М. Подкина пользовались широкой известностью. Балетная труппа театра уже к середине 50-х годов становится в один ряд с прославленными труппами Большого театра и Ленинградского театра им. Кирова.

Всеобщее признание в стране получает балетная труппа Пермского театра оперы и балета.

На Урале сложилась школа искусства оперетты. Ее основоположником стал Свердловский театр музыкальной комедии и его основатели: М. Викс, А. Маренич, П. Емельянова. Они в 1953 г. первыми из числа деятелей искусств были отмечены правительственными наградами.

В послевоенное десятилетие театральные коллективы жили в постоянном творческом общении. Результатом стало проведение весной 1956 г. фестиваля театров Урала. В нем приняло участие 34 театра. Из 100 показанных спектаклей лучшим был назван «Клоп» Челябинского драматического театра.

В числе творческих коллективов важное место занимала и Свердловская киностудия. Созданная в 1943 г. для производства художественных фильмов, она после окончания войны была преобразована в студию научно-популярных фильмов, а с 1951 г. в студию влилась «кинохроника». С этого же года начался выпуск дубляжей художественных фильмов на языки народов России, а с 1956 г. студия возобновила производство художественных фильмов картиной «В погоне за славой» Р. Гольдина.

Театральная жизнь Урала серьезным образом дополнялась деятельностью Уральского, Оренбургского, Прикамского народных хоров. В послевоенные годы широкий размах получила художественная самодеятельность. Концентрируясь при клубах, дворцах культуры, она охватывала значительную часть населения. Выявилось стремление самодеятельных коллективов к высокому исполнительскому мастерству, самобытности.

Изобразительное искусство

В послевоенной уральской живописи широкое развитие получила тематическая и жанровая картина. Историко-революционная тема нашла отражение в картинах В. Зинова, Г. Мосина (Свердловск), В. Рябинина (Челябинск). Тема «Урал в годы Великой Отечественной войны» стала составляющей творчества большинства художников, тема труда в картинах Б. Смирнова «Передовики ВИЗа», Д. Ионина «Сталевары» и др. Жизнь малых народов уральского Севера — в картинах В. Игошева.

В области пейзажной живописи наряду с этюдированием отдельных уголков прекрасной уральской природы формируется новое направление — стремление художников пейзажно увидеть индустриальный сюжет. Наиболее известными картинами стали «Огни Тагила» О. Бернгарда, «Угольный разрез» А. Бурака и др.

Развивается монументальная живопись. Уральские художники совместно с архитекторами принимают активное участие в строительстве и оформлении дворцов культуры, зданий административно-хозяйственного назначения, жилых кварталов уральских городов. Ими были выполнены ряд барельефов, скульптурных групп, отдельные фигуры.

Среди них можно отметить работы М. Крамского «Урал кует победу» (1947 г.). Талантливый коллектив скульпторов сложился на Южном Урале. В Челябинске Л. Головницкий создал один из лучших памятников на Урале — «Орленок» (1957 г.).

Крупными событиями в жизни уральских деятелей искусств стали областные выставки 1947 и 1949 гг., Уральская межобластная выставка 1954 г., однако наиболее значимой стала выставка 1957 г., на которой было представлено 1132 работы 116 художников областей и республик Уральского региона.