Пермская икона

Одним из основных направлений изобразительного искусства Урала XVI-XVII веков стала иконопись. Памятники древнерусского периода рас­падаются на две разнохарактерные группы. К одной относятся иконы, обладающие чертами народного примитива и наиболее близкие «северным письмам». К другой — памятники иной традиции, происходящие из цен­трально-русских земель.

Икона «Огненное восхождение пророка Ильи на небо» XVI в., храня­щаяся в Пермской художественной галерее, служит характерным приме­ром «северных писем». Она немногословна, проста, совершенна по языку. Охра и киноварь делают ее нарядной и «жаркой», заставляя почувство­вать полыхание пламени в огненном круге, «возносящем» Илью. Пермская икона отличается особой четкостью композиции, укороченностью пропорций и обобщенностью форм.

Икона «Архангел Михаил в житии», написанная до 1610 г., представляя другую традицию, связана с московским кругом. Облику Михаила, одетого в лоры, присуща мягкость. Ничего экспрессивного нет и в письме. Художник работает изысканно, тонко, тщательно продумывая цвета. Преобладает в иконе охристый цвет, усиленный позолоченным фоном. Гармоничны и слаженны клейма, тяготеющие к центру. Фигуры в них медлительны и изящны.

Строгановская школа

Памятники «строгановской школы» представляют замечательное явление в позднейшей живописи средневековой Руси. Это художественное направление возникло в мастерских, принадлежавших Строгановым, промышленная династия которых существовала в Прикамье более 400 лет. Строгановская живопись предельно изящна: хрупкие, «танцующие» фигуры, «точеные» лики, великолепные одеяния и, главное, тонкость письма.

Подлинный шедевр строгановской иконописи — «Богоматерь Владимирская с 18 клеймами» работы Истомы Сапина. Древнейшая песнь материнства звучит здесь торжественно и печально. Драгоценное сверкание красок не снижает напряженности образа, а яркое узорочье клейм заставляет внимательнее всмотреться в прекрасные лики матери и младенца. Клейма иконы поистине уникальны. И не только своими черными фонами, предваряющими живопись современного Палеха. Вместо легенды о Богоматери художник рассказал в них о татарском нашествии 1395 г. Мы видим и вражеский стан, и выступление московского войска, и гибель татарского хана. Конечно, историческая канва расшита непременными «чудесами», но смелость художественного решения несомненна.

Особое место среди строгановских икон занимают произведения Семена Хромого. Написаны эти иконы в традиции XIV-XV вв. торжественно и монументально. «Рождество св. Иоанна Предтечи» может считаться образцом русской иконы — настолько совершенны здесь вписанная в круг композиция, пластичные силуэты фигур, звучен насыщенный колорит. Искусство С. Хромого, лишенное столичного изыска и «строгановских» новаций, принадлежит, очевидно, чисто местной школе.

Рождество богородицы. Семен Хромой. Строгановская школа. Вторая половина XVI века

Искусство, возникшее в мастерских солепромышленников Строгановых. представлено не только иконами, но и шитьем. Этим произведениям присущ своеобразный художественный язык, отличающийся от московского, сложившегося в царских «светлицах». Московское шитье тяготело к полихромным решениям, строгановское предпочитало сочетание золота с серебром. Строгановские шитые пелены имеют подчас такую плотную панцирную фактуру, что уподобляются произведениям ювелира. Так вышито, например, одно из «Положений во гроб». Золотые и серебряные нити, уложенные «в прикреп», плотно покрывают одежду действующих лиц. предметы окружающей среды, атрибуты символической сцены. Цвета мало, но рядом с обилием блеска он кажется особенно звучным; оттенки яркие: зеленые, вишневые, голубые. Лики изображенных своеобразны: им приданы ясные контуры и четко прорисованные глазницы.

Самобытны и образы строгановского шитья, одухотворенные, эмоциональные, решенные подчас очень индивидуально. Так, в одной из пелен, изображающей убийство царевича Дмитрия (Пермская художественная галерея) самый яркий и характерный персонаж — Никита Кочалов с решительным взмахом руки и ожесточенным выражением круглой усатой физиономии.

На рубеже XVII-XVIII в. особенно распространенным в шитье становится барочный орнамент. Фигуры буквально утопают в пышных растительных завитках и соцветиях. Красивая четкая вязь надписей на кайме встречается редко, зато «лицевое» шитье украшается жемчугом, бахромой и драгоценными вставками. Изображение в целом становится живее, но в нем исчезают былая значительность, величавость.

Пермская деревянная скульптура

Традиции деревянной скульптуры, зародившиеся у местного населения н глубокой древности, испытали сильное воздействие русской культуры в XVI-XVII вв. и нашли свое воплощение в пермской деревянной скульптуре. Скульптура носила но преимуществу культовый характер, изображения помещались в церквах и часовнях.

Пермская деревянная скульптура развивалась в течение длительного времени. Произведения, которые возникли в XVI в., обладают условностью, сложившейся в русской культуре, и в частности пластике. Их объемы предельно обобщены, формы плоскостны, композиции фронтальны и неподвижны. Полихромность традиционна. Скульптуры раскрашены. Цвет делает скульптуры пространственно активными, подчеркивает и увеличивает их эмоциональную выразительность. Рельеф «Собор архангелов» из с. Губдора — одно пз красивейших произведений. Его плановой округлой композиции вторпт нарядное цветовое построение из оранжево-красных и светло-синих оттенков.

«Собор архангелов» — редкий в деревянной скульптуре сюжет. Чаще всего изображался резчиками Христос и всегда страдающим: или распятым, или сидящим в темнице. В этом образе скульпторы с наибольшей силой воплощали свои реальные чувства и представления. Распятия в пермской скульптуре очень разнообразны. Крест из с. Вильгорта, сделанный бесхитростно и наивно, соседствует с великолепно вырезанным распятием из г. Соликамска. Образ мучительной смерти рождается в Соликамском распятии благодаря искусным приемам: уплощению торса, удлинению конечностей, бессильному падению головы. Распятие из г. Усолья — один из шедевров деревянной скульптуры XVII-XVIII вв. Обращает на себя внимание и характерный необычный «монгольской» облик Христа.

Распятие. Пермская деревянная скульптура. XVII век

С XVIII в. пермская скульптура, как и скульптура других русских земель, испытывает сильное влияние европейской пластики. Возникают парадные примитивы на основе барокко. Традиции пермской деревянной скульптуры продолжают развиваться и позднее, в XIX в., сохраняя многие черты, присущие народному миросозерцанию и эстетическому восприятию.