Культура

Образование и наука Урала

Курс на перестройку принес значительное оживление в гуманитарные науки.

Флагманами перестройки учебных дис­циплин стали Челябинский пединститут, Уральский политехнический институт, Уральский государственный университет. Началась дискуссия о преподавании об­щественных наук. К концу 80-х годов были почти пол­ностью сокращены ранее обязательные курсы исто­рии КПСС, научного коммунизма. В учебных аудито­риях новое поколение студентов, поступивших в вузы во второй половине 80-х годов, вело оживленные дис­куссии с преподавателями об истории и путях разви­тия страны. Либерализовались учебные курсы и дис­циплинарные требования. Вместе с тем возник дефицит новых разработок в технической сфере.

Расширяв­шиеся контакты с Западом показали отсталость мно­гих, и прежде всего информационных, технологий. Это продемонстрировала, например, выставка американ­ской компьютерной техники, прошедшая в 1989 г. в Магнитогорске. По сути, в образовательной сфере требовался информационный прорыв, который мно­гие связывали с переходом к настоящим экономиче­ским и политическим реформам.

Литература

Период второй половины 80-х годов стал настоящим «золотым веком» для литературного процесса в России вообще и на Урале в частности. Одним из лидеров среди российских толстых журналов стал ежемесячный журнал «Урал», публиковавший многие интереснейшие произведения.

Здесь впервые были опубликованы романы М. Осоргина, правда о Кронштадтском мятеже, дискуссии о роли ленинизма в истории России.

Изобразительное   искусство   

Изменялась уральская художественная культура: вышла книга «Слово о полку Игореве» с иллюстрациями В. Воловича, прошли выставки уральских камней, каслинского литья. Культурной сенсацией стал приезд из США знаменитого скульптора, родившегося в Свердловске, Э. Неизвестного.

Модернизировался театр: так, полностью сменилась концепция одного из ведущих в России театров музкомедии в Свердловске с приходом в него нового художественного руководителя К. Стрежнева. Свердловская рок-музыка стала законодателем мод, а песни группы «Наутилус-Помпилиус» пела вся молодая Россия.

Кино

Уральская киношкола, представленная Свердловской киностудией, получила новый импульс. Росло число художественных фильмов, среди них выделялись работы В. Хотиненко «СВ», «Рой», «Зеркало для героя». Лидером среди российских документалистов стал цех документального кино в Свердловске, представивший таких известных режиссеров, как Б. Кустов и С. Мирошниченко.

Сплав культуры протеста с расширением сферы дозволенного дал свои плоды. Однако к началу 90-х годов стало очевидным, что темпы протеста уже исчерпаны, финансирование сокращается. Культура вступала в новый период, период адаптации в условиях рынка и конкуренции. Далеко не всем удалось вписаться в эту систему.

Религия

Перестройка создала благоприятные условия для деятельности религиозных конфессий. На Урале расширилось влияние православной церкви.

С 1985 г. начинается возрождение ислама. Координацией религиозной жизни мусульман края занималось Духовное управление мусульман (ДУМ).

С 1987 г. по всей территории Урала наблюдается увеличение баптистских организаций.

В 1990 г. принят Российский Закон «О свободе вероисповедания». Были признаны утратившими силу все декреты и постановления Советской власти по отношению к религии и церкви. Закон обязал государство вернуть религиозным организациям ранее конфискованное имущество. В ведение церкви было передано более 2000 храмов и 70 монастырей, в том числе в Пермской области около 80 храмов.

Закон разрешил регистрацию на территории страны зарубежных религиозных центров. В 1990 г. на Урале были зарегистрированы: община веры евангельской, община христиан-методистов, движение Сознание Кришны и др.

Документы и материалы по Уралу конца 20-го века

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ НА УРАЛЕ

В условиях административно-бюрократической системы во главу угла ставились выполнения плановых заданий, производственных показателей. С ценой, заплаченной за достижение этих целей, как правило, не считались. Не учитывались территориальные условия, степень технической нагрузки на природу. Чаще всего министерства стремились к размещению целого ряда предприятий одного или смежного профиля в одном месте. Это обходилось дешевле, так как имелся опыт строительства, подготовленные кадры. Однако это вело к перегруженности региона промышленными предприятиями и достижению экономических показателей за счет интересов людей.

Именно такой подход привел, в частности, к небывалой концентрации химических и нефтехимических производств в столице Башкирии Уфе. На территории города сконцентрировано свыше 400 промышленных предприятий, ежегодно выбрасывающих в окружающую среду несколько сот тысяч тонн вреднейших веществ: углеродов, хлорных, серных, азотных соединений, фенола, аммиака и др. Имеется опасность чрезвычайных аварийных ситуаций. И такие ситуации имеют место. Утечка фенола на заводе «Химпром» в марте 1990 г. лишила питьевой воды более 60 % населения города и привела к случаям массового отравления людей.

Из-за неразумного хозяйственного использования старой технологии, хищнического потребления природных ресурсов на Урале в конце XX в. произошли негативные изменения как в природе, так и в жизни людей, проявились все черты экологического кризиса. Это выражалось,

  • во- первых, в том, что устаревшая технология производства, недостаточная оснащенность промышленных предприятий очистными сооружениями, их неудовлетворительная работа привели к резкому увеличению загрязнения воздуха, почвы, воды. Среди 35 городов России, занесенных в «черную» экологическую книгу (наиболее загрязненные города), каждый четвертый — уральский. В них сосредоточены наиболее крупные предприятия металлургической и химической промышленности: это Березники, Каменск-Уральский, Магнитогорск, Нижний Тагил, Новотроицк, Оренбург, Пермь, Свердловск, Уфа, Челябинск.
  • Во-вторых, бесхозяйственное использование водоемов поставило территорию Урала под угрозу жесткого водного дефицита. Более 30 промышленных узлов испытывают дефицит в воде. В 1975-1977 годах разразился настоящий водный кризис в Челябинске, Свердловске, Нижнем Тагиле. Березниках и других городах региона. Это связано с рядом факторов, в том числе с быстрым ростом водоемких отраслей промышленности (в частности, металлургической и химической), с тем что размещение промышленных предприятий проводилось без должного учета водных ресурсов. В наиболее бедных водой промышленных районах Урала, таких как Свердловская, Оренбургская, Курганская области, где имелось лишь немногим более 6 % водных ресурсов всего региона, сосредоточена основная масса водоемкой промышленности (Орско-Халиловский, Магнитогорский, Челябинский, Свердловский, Нижнетагильский и другие промышленные узлы).
  • В-третьих, значительная часть территории Урала, общей площадью около 4 тыс. кв. км, была подвергнута радиоактивному загрязнению. Это, прежде всего, так называемый восточно-уральский радиоактивный след «ВУРС», который пришелся на Челябинскую, Курганскую, Свердловскую области. Здесь запас цезия-137 в почвах равен 1 кюри/кв. км и выше. Загрязнение явилось результатом сброса радиоактивных отходов в р. Течу в 1949-1952 годах, аварий 1957 и 1967 годов и производственной деятельности производящего плутоний радиохимического комбината. «Маяк» (Челябинск-40), расположенного вблизи г. Кыштым.
  • В-четвертых, результатом загрязнения явилась повышенная поражаемость населения Урала различными заболеваниями. В целом по стране заболеваемость раком в среднем составляла 129 случаев на 100 тыс. человек, в Семипалатинске (в районе полигона ядерных испытаний) — 186 случаев, в Челябинской области — 291.
  • В-пятых, развитие специфических отраслей промышленности привело к полному уничтожению лесов ряда районов Башкирии, Пермской области, к нарушению природного комплекса края. В результате была уничтожена значительная часть хвойных пород, сократилась водоносность рек, истощаются запасы полезной фауны.

Г ан О. И. Охрана окружающей среды на Урале 1975- /990 гг. (на материалах предприятий металлургии и химической промышленности).

Диссертация на соискание уч. степени канд. ист. наук. Екатеринбург.-1996

ХРОНИКА РЕГИСТРАЦИИ НА УРАЛЕ ЗАРУБЕЖНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ЦЕНТРОВ

Общины Христиане веры евангельской, зарегистрированные на Урале в 1990 г., входят в состав Объединенного Союза Христиан веры евангельской. Община соблюдает следующие принципы: добровольность вхождения, выхода и пребывания в Церкви при условии соблюдения требований устава, признание государственного устройства и отказ от политической деятельности ее членов и самой Церкви. Основная цель — проведение духовно-просветительской и нравственно-воспитательной работы через проповедь Евангелия.

В 1990 г. образованы на Урале общины христиан-методистов. В соответствии с Законом о религии РСФСР община была зарегистрирована под названием Первая объединенная Методистская церковь России. В методизме соблюдаются четыре таинства: крещение, причащение, миропомазание, священство. Отмечаются все христианские праздники, службы проводятся строго в соответствии с каноном. В методистской церкви г. Екатеринбурга работает школа, в которой кроме обязательной программы осуществляется программа духовного развития. Прихожане церкви опекают детей из интерната для слабослышащих, проводят миссию «Больной ребенок» в детской больнице, осуществляют работу среди одиноких и больных пенсионеров. Методистская церковь существует также в Верхней Пышме, Челябинской области, Перми. Екатеринбургская церковь выпускает газету «Светоч методизма».

С 1990 г. на Урале появились представители движения Сознание Кришны (вайшнавы). В августе 1990 г. гуру Шрила Прабхавишну Свами провел встречи с уральскими вайшнавами в г. Перми. Общество Сознания Кришны было за-регистрировано в Свердловске, Ижевске (1990), Перми, Тюмени (1991), Челябинске, Кургане (1993). Кроме того, существуют центры в Оренбурге, Нижнем Тагиле, Златоусте, Каменске-Уральском, Нягани, Березниках. Во всех городах, где были зарегистрированы центры Общества Сознание Кришны, была развернута деятельность гумани- тарной миссии «Харе Кришна — Пища для Жизни», которая собирала пожертвования, готовила и распространяла еду нуждающимся слоям населения. В 1992 г. в Екатеринбурге была открыта первая на Урале и третья в России ведическая гимназия «Гурукула», в Перми — музыкальная группа «Ниргуна-шоу», в Екатеринбурге — детский кукольный профессиональный театр. Уральские центры объединены в регион, которым руководит Шрила Прабха- вишну Свами. Региональным секретарем (вице-президентом) является Чайтанья Чандра-дас. К январю 1995 г. на Урале насчитывалось около тысячи активных членов Общества Сознание Кришны.

В 1990 г. на Урале зарегистрирована Вера Бахаи — религия последователей Бахы-Уллы, которые рассматривают свою религию как мировую. Основные принципы, провозглашенные Бабом (1819-1850) и Баха-Уллой (1817- 1892) и раскрытые Абдул-Бахой (1844-1921), сводятся к следующим: единство рода человеческого, отказ от всех форм фанатизма — религиозного, национального, патриотического, политического, всеобщий мир, международный трибунал для поддержания мира и справедливости, самостоятельный поиск истины, гармония и взаимодополняемость науки и религии, всеобщее обязательное обучение, абсолютное равенство мужчин и женщин. Ритуалов религия Бахаи не имеет. В государствах, где имеются общины Бахаи, находятся Национальные Духовные Собрания, в городах и районах имеются Местные Духовные Собрания Бахаи (Екатеринбург).

В 1992 г. на Урале зарегистрирована Новоапостольская община. Первое богослужение было проведено в октябре 1991 г. в Екатеринбурге апостолом Драве из Гамбурга. Новоапостольские приходы существуют в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском, Краснотурьинске, Полевском, Невьянске, Тюмени, Кургане, Челябинске. Богослужения проводятся на русском и немецком языках. Новоапостольская церковь придерживается политического нейтралитета. Новоапостольские христиане верят во всемогущество Бога, создавшего мир и правящего вечно, в бессмертие души, в продолжение жизни после смерти на земле, в возможность спасения всех людей, в Воскресение и Вознесение Христа. Новоапостольская церковь признает 3 святых таинства: крещение водой, запечатление Духом Святым, причащение.

С 1992 г. на Урале работает представительство Церкви Объединения, которая была основана Сан-Мен-Муном в 1954 г. в Корее.

Медведев А. В. Религии Урала // Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург, 1996

Запомним эти даты

1987 г. Июнь-июль — Начало политической перестройки.

1987 г. — Уральский научный центр АН СССР был преобразован в Уральское отделение АН СССР.

1991 г., 14 марта — Участие во всесоюзном референдуме по поводу сохранения СССР. «Против» проголосовала Свердловская область — более 60 %, остальные регионы проголосовали «за».