Урал в период образования нового государства. 1991-1997 годы
Содержание статьи
АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА УРАЛЕ
На рубеже 90-х годов произошел распад Советского государства. Политическая система, основанная на единовластии КПСС, рухнула. В стране возникла многопартийная система. Перестало существовать хозяйственное управление регионами из центра. «Умер» Госплан, отраслевые министерства, перестали существовать экономические районы (Уральский, Западно-Сибирский, Поволжский и др.).
В этих условиях инициативу по созданию региональных хозяйственных органов управления взяли на себя местные власти. Осенью 1991 г. в Свердловске собрались представители областей и республик Урала на первое заседание «Ассоциации экономического взаимодействия областей и республик Урала». В ассоциацию вошли: республики Башкортостан и Удмуртия, области Курганская, Оренбургская, Пермская, Свердловская, Тюменская, Челябинская. Главной задачей возникшей ассоциации являлась координация, согласование экономической жизни на территории всего Урала.
В административном отношении на Урале сохранялось прежнее деление на республики и области, подчиненные непосредственно Москве. В 1991 г. был высказан ряд предложений по изменению административных границ Урала. За возможную модель административно-территориального устройства были взяты из исторического прошлого большие территориальные образования: губернии (дореволюционные), Уральская область (1923-1934 гг.). В пользу крупных административно-территориальных образований «говорил» и опыт ведущих стран мира: в США — это штаты, во Франции — департаменты, в Германии — земли и т. д. Административно-территориальное устройство России волновало политиков не только регионального уровня. В предвыборной программе будущего Президента России Б. Н. Ельцина высказывалась мысль о возможном делении страны на семь крупных территориально-административно-хозяйственных образований.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ
Создание новой государственной системы
После августа 1991 г. руководство России предприняло реорганизацию исполнительной и частично представительной власти на местах, делая ставку на создание исполнительной вертикали от президента до глав администраций областей и городов с миллионным населением и назначаемых ими глав администраций городов и районов на территории области (города).
Формальное право инициативы в подборе кандидатур на эту должность было предоставлено Советам. Это и привело к первому столкновению демократической группы руководителей России, сплотившихся вокруг Б. Ельцина, с властными элитами на местах.
Единственным на Урале «попаданием в точку» явились единогласные рекомендации и утверждение на должность главы администрации Свердловской области Э. Росселя, работавшего в дни августовских событий председателем областного Совета и исполкома и одним из первых поддержавшего выступление Б. Ельцина против ГКЧПистов.
По-разному (с точки зрения конфликтности) складывалась ситуация с подбором кандидатур на должность глав администраций других областей Урала. В Перми на эту должность был назначен Б. Кузнецов, работавший ранее начальником Камского речного пароходства. Его кандидатура выдвигалась Советом, но в числе нескольких других. После избрания его в декабре 1995 г. депутатом Государственной думы область возглавил Г. Игумнов.
В Курганской области главой администрации был рекомендован и назначен В. Герасимов, работавший председателем президиума областного Совета, а до этого вторым секретарем обкома и первым Курганского горкома КПСС.
В 1995 г. главой администрации Курганской области был назначен А. Соболев, работавший первым заместителем В. Герасимова.
В Оренбурге главой администрации был назначен В. Елагин, работавший до этого времени секретарем Российского ЦК комсомола, активный участник защиты Белого дома в Москве 19-21 августа 1991 г.
Сложно утверждалась кандидатура главы областной администрации в Челябинске. На этот пост рекомендовался председатель Совета П. Сумин, но вопреки позиции Совета был назначен В. Соловьев, как и П. Сумин, в недавнем прошлом партийный работник, но как председатель Челябинского горсовета активно поддержавший кандидатуру Б. Ельцина на выборах и в августовские дни. Тюменскую область после недолгого руководства Ю. Шафраника возглавил Л. Рокецкий. В республиках Башкортостан и Удмуртия ведущую роль занимали Верховные Советы и их председатели М. Рахимов и В. Тубылов, именно они возглавляли управленческую вертикаль.
Даже подбор кадров на руководство исполнительными органами в городах и районах Верховные Советы республик сосредоточили в своих руках. Для этого в Башкортостане объединили должности глав администраций и председателей Советов, а в Удмуртии оставили должность председателей исполкомов, наделив их рядом полномочий глав администраций.
Несколько раз, начиная со второй половины 1991 г., предпринимались попытки избрать президентов этих республик, но по различным причинам выборы не проводились вплоть до 1993 г. Характерно, что после избрания М. Рахимова Президентом Башкортостана 12 декабря 1993 г. система власти в республике изменилась в сторону значительного усиления исполнительной власти.
Структура власти в Удмуртии не претерпела существенных изменений вплоть до 1995 г., когда был избран председателем Госсовета республики А. Волков.
Назначенные руководители областей и республик Урала предприняли значительные усилия по смягчению шоковой терапии 1992 года, приведшей к резкому дисбалансу экономического и социального развития, росту цен, снижению жизненного уровня населения.
Президентом были назначены главы администраций областей и республик.
Деятельность органов власти
1993 год в России начался в условиях открытого конфликта центральных вет вей власти. По форме он выглядел как противоборство Съезда народных депутатов и Президента, а по содержанию был борьбой программ дальнейшего реформирования России и концепций системы государственной власти, связанных с ролью и полномочиями ее ветвей. В эту борьбу были втянуты регионы.
Свердловский облсовет 1 июля 1993 г. провозгласил Уральскую Республику (УР). В Декларации об изменении статуса Свердловской области говорилось:
«Образование Уральской Республики на основе и в границах Свердловской области служит созданию целостного федеративного государства…»
Отношение к данной акции в области было различным, хотя большинство населения поддержало Э. Росселя. Вместе с тем группа депутатов облсовета во главе с Ю. Липатниковым резко выступила против подобного шага, назвав его «еще одним ударом по единству России».
К сентябрю 1993 г. в основном был готов первый вариант Конституции Уральской Республики. Области Урала, по сути, поддержали идею Э. Росселя о необходимости выравнивания прав субъектов Федерации как формуле выхода из кризиса и построения истинно федеративного государства. Однако Президент избрал другой метод выхода из кризиса.
21 сентября 1993 г. Б. Ельцин подписал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации».
Поэтапная конституционная реформа была подтверждена 12 декабря 1993 г. принятием новой Конституции России.
Указ прекращал деятельность съезда и Верховного Совета России, при этом деятельность представительных органов на местах продолжалась. Предусматривалось проведение выборов в Федеральное Собрание.
Меры Президента на Урале были восприняты по-разному. Главы исполнительной власти призывали сохранять спокойствие. Наиболее тяжелая ситуация сложилась в Челябинской и Свердловской областях.
Указ Президента № 1400 окончательно поляризовал политические силы Челябинской области. Глава администрации В. Соловьев, мэры Челябинска В. Тарасов и Магнитогорска В. Клювгант поддержали Указ Президента.
Жесткая антипрезидентская позиция Советов во многом послужила причиной появления Указа «О реформе местного самоуправления», который прекращал деятельность местных Советов.
Уже в октябре появился специальный Указ Президента, подтверждающий полномочия главы администрации Челябинской области В. Соловьева. Одновременно были отменены Устав области и результаты апрельских выборов главы администрации. Последним ударом, завершившим более чем полугодовое двоевластие в Челябинской области, стал роспуск областного Совета как органа государственной власти, активно противодействовавшего поэтапной конституционной реформе. Ситуация в Свердловской области определялась в значительной степени вопросами легитимизации Уральской Республики.
27 октября Конституция Уральской Республики была принята облсоветом, 30 октября вступила в силу. Обязанности губернатора до проведения его выборов 12 декабря были возложены на Э. Росселя. 2 ноября на расширенном заседании правительства Б. Ельцин заявил о том, что действия ряда областей по повышению своего статуса — объективный процесс, обусловленный несовершенством федеративных отношений в России. Таким образом, Э. Россель получил косвенную поддержку Президента. Однако оппонентов у Э. Росселя оказалось значительно больше.
9 ноября появился Указ Президента о роспуске Свердловского областного Совета. Указ квалифицировал действия облсовета как нарушение Конституции Российской Федерации, прекращал полномочия облсовета и поручал главе администрации подготовить и провести в январе-феврале 1994 г. выборы в новый областной представительный орган. На следующий день появился Указ о снятии с должности Э. Росселя.
На Урале Указ Президента был воспринят негативно. Все главы администраций Урала подписали обращение к Президенту об отзыве Указа о снятии Э. Росселя. 11 ноября он был избран президентом Ассоциации экономического взаимодействия областей и республик Урала. В Екатеринбурге и области было создано движение «Преображение Урала», провозгласившее в качестве программной установки борьбу за равноправие субъектов Российской Федерации. 12 декабря Э. Россель был избран депутатом Совета Федерации.
В январе-феврале 1994 г. главы администраций областей и республик Урала утвердили Временные Положения о деятельности представительных органов государственной власти и местного самоуправления. На этом основании в марте-апреле 1994 г. были проведены выборы.
Новые представительные органы достаточно четко определили, что главной задачей их деятельности является разработка и принятие областных Уставов. Эта задача стала стержневой в деятельности областных Дум в 1994 — начале 1995 гг.
С декабря 1994 г. началась подготовка к выборам губернатора Свердловской области и глав местного самоуправления, несмотря на резкое неприятие этого областной администрацией, подключившей к противостоянию руководителя администрации Президента.
На выборах бесспорную победу одержал Э. Россель. Вскоре Президентом было подписано еще несколько Указов, разрешавших проведение выборов губернаторов. На Урале второй такой областью стала Оренбургская. Э. Россель добился подписания областью Договора с Москвой, разграничивавшего взаимные права и обязанности (январь. 1996 г.).
На Урале первыми в стране состоялись выборы губернатора.
Победа Э. Росселя стала победой теории реального федерализма в масштабах России и дала шанс на создание подлинно федеративного государства, основанного на разделении и демократическом формировании ветвей власти. Выборы Президента России в июне-июле 1996 г. доказали жизнеспособность этой системы. Б. Ельцин вновь стал Президентом, добившись максимальной поддержки именно на Урале и прежде всего в Свердловской области, где он начал и завершил свою предвыборную кампанию (февраль — июнь 1996 г.).
Казачество
Оренбуржье было исконным местом обитания казачьего населения, имевшего свою культуру, традиции, образ жизни. Расказачивание значительно разрушило привычное положение казачьих семей. Их возрождение начинается в годы перестройки.
В 90-е годы казачество превращается в значительную политическую силу, хотя в его среде существует раскол на «белых» (Союз казачества Оренбуржья) и «красных» казаков (Оренбургское казачье войско).
В марте 1992 г. на круге казаки подтвердили верность президентской форме правления и идее целостности России. Они выступают за возвращение земель казакам. Ближайшая цель — участие в формировании государственных органов власти и создание казачьего земельного банка, подконтрольного Войсковому правлению.
5-6 декабря 1992 г. на круге было образовано Всеуральское казачье войско, объединившее около 20 тысяч казаков Оренбургской, Челябинской, Свердловской, Пермской, Уральской областей, Башкирии, Киргизии и Удмуртии.