Художественная бронза и керамическое производство Урала
Декоративно-прикладная и художественная бронза
Новой ветвью уральского искусства стала декоративно-прикладная и художественная бронза. Одним из первых бронзолитейное производство начал Верх-Исетский завод. Наибольших успехов оно здесь достигло в перпод 1818-1820 гг., когда во главе его стоял Л. Антонов. Бронза, изготовленная заводом, носит в большинстве случаев декоративно-прикладной характер. Самыми распространенными были украшения к различным предметам: лакированным столам, диванам, комодам, коляскам, санкам. Стилистически они были типичны для декоративных форм высокого классицизма 20-30-х годов XIX в.
Во главе нижнетагильского бронзолитейного производства стоял Ф. Звездин — выдающийся уральский литейщик, обладавший высоким художественным вкусом и талантом подлинного художника и безупречно владевший техникой литейного дела.
В связи с производством украшенного оружия на Златоустовском заводе началось в 20-х годах и изготовление прикладной бронзы, необходимой для художественного оформления эфесов.
Художественная и прикладная бронза хоть и не достигла такого размаха и уровня на Урале, как гравюра на стали, камнерезное искусство и т. д., но стала все же существенной частью его культуры. Освоение ее производства не прошло бесследно и для дальнейшего развития уральскою чугунного литья, способствуя его художественности. Как и другие виды уральского искусства, бронза отразила творческие искания мастеров Урала. Она значительно расширяет наши представления о развитии бронзолитейного искусства в России в первой половине XIX в.
Керамическое производство
Еще в XVII в. на Урале было известно керамическое производство: изразцы, сделанные уральскими мастерами, украсили соборы Соликамска и других старых уральских городов. Так, в Свято-Троицком соборе в Соликамске (1703-1710 гг.) над северным крыльцом шел изразцовый пояс, изображавший фантастических птиц. Развитие уральского фарфоро-фаянсового производства было вызвано усилившимся спросом населения. Природные же богатства Урала давали возможность для организации фарфоро-фаянсовой промышленности — во многих районах края находились залежи белой Глины, необходимой для производства.
Одной из первых фарфоро-фаянсовых фабрик на Урале явилась мастерская в Нижнем Тагиле. Ее организация относится еще к 1810 г. Мастерская выпускала фаянс. Значительная роль в развитии уральского фарфора и фаянса принадлежит фабрике Фетисовых в Шадринске. Она была основана в конце 1822 г. и просуществовала, видимо, до 1850 г. Ее изделия были довольно разнообразны: посуда из фарфора — чашки, чайники, молочники, полоскательные чашки, сахарницы, тарелки, солонки.
Помимо посуды, делались курительные трубки. Особый интерес представляют данные о том, что фабрика выпускала па продажу довольно значительное количество детских фарфоровых игрушек. Разнообразен был ассортимент и фаянсовых изделий: тарелки, блюда, миски, разные мелочные изделия. Следует отметить, что в количественном отношении предметы из фаянса занимали господствующее положение. Продукция фабрики продавалась на Урале, в Сибири, Средней Азии, особенно в Бухаре.
В 1848 г. неподалеку от Каменского завода была создана новая фарфоро-фаянсовая фабрика Г. А. Ушакова. Она просуществовала примерно до 1861 г. Чайная и столовая посуда фабрики Ушакова пользовалась довольно большим спросом. В художественном отношении изделия этой фабрики не отличались оригинальностью.
Таким образом, искусство промышленного Урала знаменовало собой одно из самых значительных достижений русской художественной культуры того времени. Оно отразило творческую инициативу, пытливый ум рабочего человека, незаурядное его мастерство. Без него нельзя себе представить весь подлинный размах русского искусства.