Из истории

Общественно-политическая жизнь Урала начала 20 века

Возникновение политических партий

Нерешенность многих социально-эко­номических проблем, их обострение в условиях промышленного кризиса, за­прет на политическую деятельность привели к повышению напряженности в стране.

В 1901 -1904 гг. на Урале произошло 68 стачек, в которых участ­вовало почти 40 тыс. рабочих. Наибо­лее активно выступали с требованиями рабочие таких крупных заводов, как Воткинский, Златоустовский, Катав-Ивановский, Мотовилихин­ский, Чусовской и др. Самой значительной была за­бастовка рабочих Златоустовского завода в марте 1903 г.

Уфимский губернатор Н. М. Богданович при­казал войскам стрелять по безоружным рабочим, со­бравшимся утром 13 марта в количестве двух тысяч человек. 69 из них были убиты или умерли от ран. Это событие вызвало возмущение во всей стране. 19 мая 1903 г. Богданович был убит эсерами.

Накануне первой русской революции на Урале было положено начало деятельности политических партий. Наиболее активно здесь действовали социал- демократы, создавшие около 30 своих организаций (А. Д. Цурюпа, В. Н. Крохмаль, А. И. Свидерский, Э. С. Кадомцев). В 1904 г. они объединились в об­ластную организацию. Восемь организаций создали на Урале социалисты-революционеры. Деятельность их была нелегальной и сводилась к пропаганде своих идей среди рабочих и крестьян.

В 1901 — 1903 гг. су­ществовал Уральский союз социал-демократов и со­циалистов-революционеров. В середине 1903 г. под давлением лидеров большевиков в Екатеринбурге члены Уральского союза приняли решение о его роспуске.

Революция 1905-1907 гг.

На Урале массовый подъем революционного движения начался не после 9 января 1905 г., как во всей стране, а с мая. В марте 1905 г. в Алапаевске в ходе стачки на базе стачкома возник первый в стране заводской Совет рабочих депутатов. В апреле Совет образовался в Надеждинске (ныне — Серов), а затем под различными названиями — в Мотовилихе, Нижнем Тагиле, Екатеринбурге, Уфе, Златоусте, Ижевске, других городах и заводских поселках Урала — всего более 20. Руководили их деятельностью социал-демократы и социалисты-революционеры.

Апогей революционного движения на Урале, как и во всей России, приходится на октябрь-декабрь 1905 г. Крестьянские выступления только в Пермской губернии охватили 44 волости. После, появления 17 октября царского Манифеста о даровании свобод народу поли-тическая жизнь в регионе вступила в новый этап.

С конца октября 1905 г. политические партии стали действовать свободно. В 1905-1907 гг. на Урале существовало 174 организации партии социалистов-революционеров (ПСР), 121 — социал-демократов (РСДРП), 54 — Союза русского народа (СРН), 37 — Союза 17 октября (вместе с близкими им партиями мирного обновления, правового порядка, торгово-промышленной партии), 32 — партии конституционных демократов. Наибольшее количество членов имели организации РСДРП (14 300 чел.), СРН (11 500 чел.), ПСР (7300 чел.).

Читать так же:  Политика Русского государства в колонизации Урала (вторая половина XVI - начало XVII в.)

На Урале первым в стране возник заводской Совет рабочих депутатов.

Московское вооруженное восстание в декабре 1905 г. получило отклик на Урале, в Мотовилихе, где рабочие поддержали выступления железнодорожников. 9 декабря вооруженные дружинники (около сотни человек) установили контроль над заводским поселком, а затем прервали движение по железной дороге. 13 декабря солдаты и казаки подавили вооруженное сопротивление дружинников в Мотовилихе: 10 человек было убито, 30 ранено.

Отдельные столкновения боевых дружин, созданных в 24 населенных пунктах Урала, с войсками и полицией имели место в декабре 1905 г. в Уфе, Челябинске, Вятке, на ст. Чусовская. Все они носили изолированный характер, не были подготовлены в должной мере и были быстро подавлены войсками, оставшимися на стороне правительства. В целом антиправительственный натиск на Урале в 1905 г. был слабее, чем во многих других регионах страны, а после подавления вооруженных выступлений и введения в ряде мест военного положения началось временное отступление революционных сил.

На Урале в декабре 1905 г. произошли столкновения боевых дружин с полицией и войсками.

В феврале-марте 1906 г. на Урале, как и во всей стране, состоялись выборы в I Государственную думу. Уральские эсеры и многие социал-демократические организации бойкотировали их, однако сорвать не смогли. От четырех уральских губерний в I Государственную думу были избраны 43 депутата, из них 17 либералов, 9 беспартийных, 7 умеренных — от Союза 17 октября.

Май и июнь 1906 г. ознаменовались новым всплеском стачечных выступлений рабочих. Летом 1906 г. в Златоусте, Оренбурге, Тюмени и Екатеринбурге состоялись стихийные солдатские выступления. Продолжалась начавшаяся в конце 1905 г. партизанская война большевиков, эсеров и анархистов с властями.

Для осуществления террористических акций и экспроприации, а также для защиты от черносотенцев революционные партии создали свои боевые организации. После подавления вооруженных выступлений их деятельность стала стихийной и к концу 1906 г. вышла из-под контроля социалистических партий. Часть их отказалась выполнить решения своих руководящих органов о прекращении экспроприации и выделилась в автономные организации.

В конце 1906 г. возник эсеровский Уральский боевой союз; большевистская Уральская боевая организация, отказавшаяся распустить боевые дружины, образовалась в 1907 г. Своей авантюристической деятельностью они серьезно дестабилизировали обстановку в регионе. Основные политические партии приняли участие в выборах во II Государственную думу, состоявшихся в начале 1907 г. Среди 43 депутатов от Урала было избрано 29 левых, в том числе большевики и 14 умеренных.

Читать так же:  Закупки хлеба казной на Урале в XVII веке

После ее роспуска 3 июня 1907 г. власти суровыми мерами смогли справиться с массовым антиправительственным движением. В 1908 г. было покончено с партизанскими действиями отрядов А. Лбова и братьев Давыдовых на Западном Урале, контролировавшимися эсерами. В 1909 г. прекратили экспроприации возглавлявшиеся большевиками южно-уральские боевики. Часть их смогла уехать за границу, остальные были арестованы, осуждены военными судами к различным срокам тюремного заключения, а некоторые казнены.

Репрессиям были подвергнуты многие массовые политические организации — профсоюзы, отделения Крестьянского союза, что привело к сокращению их численности на Урале.

После революции пошла на спад волна терроризма и экспроприации.

Первая  мировая война

Вступление России в войну сопровождалось на Урале, как и по всей стране, война молебнами и патриотическими манифестациями, состоявшимися в Екатеринбурге, Вятке, Перми, Уфе, Верхотурье, Ирбите, Шадринске и других городах. Однако уже первая мобилизация в армию, проходившая в июле 1914 г., ознаменовалась крупными стихийными волнениями. Причинами их были закрытие казенных винных лавок, проведение мобилизации в разгар полевых работ и т. п.

С началом войны Урал стал местом сосредоточения большого количества войск. В 1916 г. здесь в 40 гарнизонах дислоцировалось около 210 тыс. человек. В регионе с начала войны и до февраля 1917 г. было подготовлено и отправлено на фронт свыше 700 тыс. военнослужащих.

Различные группы населения Урала неодинаково относились к войне. Патриархально-монархические слои вплоть до февраля 1917 г. поддерживали царизм. Демократически настроенные круги буржуазии, интеллигенция, служащие рассчитывали на проведение властями назревших социально-политических преобразований. Рабочие и крестьяне в целом осознавали необходимость защиты отечества от внешнего врага. На этом фоне выделялись антивоенные позиции большевиков и части эсеров.

Быт и религия

Патриархальность крестьянского быта и горнозаводского населения Урала во многом имела в своей основе сословные традиции, которые стали разрушаться под воздействием реформ начала XX в. Крестьянство дифференцируется на зажиточные, средние и бедняцко-батрачные слои. Под влиянием реформ П. А. Столыпина стала разлагаться общинная психология крестьянства. Кроме того, в деревне ощущалось влияние городской культуры. Хотя большая часть крестьян продолжала жить общиной, но в ней происходят изменения. Сосуществование в одной общине крепких хозяев и люмпенов вело к взаимному отчуждению и борьбе.

Стала разлагаться общинная психология крестьян.

Даже в среде казачества около трети хозяйств были бедняцкими, жили в тяжелой нужде.

Горнозаводское население также распалось на промышленный пролетариат, торговцев, владельцев кустарных предприятий. Часть его полностью перешла к занятию сельскохозяйственным трудом. Быстро росла численность лиц наемного труда. Особенностью положения уральского рабочего, или «мастерового», являлось то, что часть своего времени он проводил на заводе, а часть — занимался подсобным хозяйством, которое помогало выжить в условиях спада производства. Однако наличие собственного хозяйства создавало для горнозаводчиков возможность понижать плату, которая в целом была меньше, чем у рабочих Европейской России. Уровень заработной платы рабочих зависел также от их политической активности. В годы революции он был значительно повышен, однако после ее окончания горнозаводчики вновь уменьшили заработную плату. В 1907-1912 гг. на бюджетах рабочих семей негативно сказывались частые задержки заработной платы и резко возросшие штрафные санкции.

Читать так же:  Христианство и остатки язычества в начале колонизации Урала

По своему материальному положению из среды рабочих выделялась так называемая «рабочая аристократия», к которой относились высококвалифицированные рабочие казенных заводов, работавших на оборону. Кроме высокой заработной платы рабочие Ижевска, Воткинска, Мотовилихи, Златоуста часто имели сдававшиеся внаем доходные дома, огороды, выгоны, покосы и даже пашню.

Входила в практику (подобное происходит постоянно сейчас) задержка заработной платы рабочим.

Бытовое положение высших слоев населения Урала практически не отличалось от положения их в других районах страны. Многие горнозаводчики и дворяне при устройстве своего быта заимствовали западноевропейские стандарты. Владельцы уральских заводов предпочитали жить в Санкт-Петербурге, где функционировал их орган — Совет съездов промышленников Урала, или, как потомки Демидовых, — за границей. Некоторые из них занимались меценатством и покровительством российской пауке и искусству. Заслужили признание, в частности, Демидовские премии, присуждаемые за большой вклад в развитие отечественной науки.

Религия

В начале века одной из отличительных особенностей Урала, как и России в целом, была многоконфессиональность. Население края было глубоко верующим, и среди него были приверженцы православия, старообрядчества, ислама, иудаизма, языческих культов. Манифест от 17 октября 1905 г. закрепил в России веротерпимость, однако разные конфессии пользовались различными правами. Господствующее положение в стране занимала православная церковь, которая в начале века управлялась архиепископами. На Урале были Вятская, Оренбургская, Пермская и Тобольская епархии.

Однако имелась и богатая идеологическая почва для сектантства. Глухие лесные долины Урала с 30-х годов XIX в. стали прибежищем для беглых приверженцев различных религиозных течений, особенно старообрядчества. Значительные по количеству верующих секты образовались здесь в 60-е годы XIX в.: немоляки, неплательщики, лучниковцы, медальщики и др.

В губерниях с большим количеством нерусского населения большое распространение получил ислам, который преподавался в школах русско-инородческого либо конфессионального типа. Имелись конфессиональные училища — мектебе и медресе, причем их количество в начале века увеличилось. Мусульманское духовенство усилило религиозное направление в просвещении. Позиции православного духовенства в школах Урала ослаблялись.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button