Народное образование

Вторая половина 1960-х — начало 1980-х гг. примеча­тельны завершением восьмилетнего всеобуча и переходом к всеобщему среднему образованию. Свердловский областной съезд учителей в 1968 г. отмечал, что всеобуч выполняет ся по области на 85 %. В тече­ние восьмой пятилетки коли­чество средних школ увеличи­лось в Свердловской области с 446 до 602, в Пермской об­ласти — с 368 до 398. В Челя­бинской области за это время была открыта 51 средняя школа.

В 9-й пятилетке на Урале фактически было за­вершено введение всеобщего среднего образования, и к 1977 г. 98.6% всех восьми­классников продолжало уче­бу в средней школе. С перехо­дом к всеобщему среднему об­разованию количество учащихся в вечерних сменных шко­лах региона выросло с 327 тыс. человек до 4200 тыс. чело­век. В 10 тыс. общеобразовательных школ всех видов обу­чалось в середине 1980-х гг. более 3 млн человек. Успешно осуществлялась широкая программа расширения сети профессионально-технических училищ. Органы профессионально-технического образования Свердловской области одними из первых в стране начали перевод ПТУ на подготовку рабочих со средним образованием. На многих крупных предприятиях и стройках выпускники ПТУ составляли 80-90 % от числа работающих.

Значительно расширился контингент студентов средних специальных учебных заведений (1965 г. — 318 тыс., 1985 г. — 352,6 тыс. человек). Появились техникумы нового типа, создание которых позволило в значительной степени приблизить учебный процесс к производству — Свердловский механический техникум, совхоз-техникум в Красноуфимске. С 1970 г. началась подготовка специалистов в Белоярском энергетическом техникуме. Всего к концу 1980-х гг. на Урале работало 395 техникумов.

Высшая школа и наука

1960-1970-е гг. стали на Урале периодом дальнейшего развития высшего образования. Появился целый ряд новых вузов: па базе горного и машиностроительного институтов и технического факультета университета был создан политехнический институт в Перми, из филиала Куйбышевского индустриального института вырос политехнический институт в Оренбурге, на основе факультета УрГУ и отделения Московского института им. Г.В. Плеханова был образован Свердловский институт народного хозяйства, Удмуртский педагогический институт был преобразован в университет. В Кургане начал работать машиностроительный институт, в Нижнем Тагиле — филиал Уральского политехнического института.

На базе кафедр архитектуры УПИ и искусствоведения УрГУ был открыт филиал Московского архитектурного института, преобразованный позднее в Свердловский архитектурный институт. Были открыты также Челябинский и Пермский государственные институты культуры, институт искусств в Уфе, Челябинский институт физической культуры, в Свердловске начал работу первый в стране инженерно-педагогический институт, ориентированный на запросы профессионально-технической школы.

С 1966 г. создается государственная система повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. При Уральском университете в 1967 г. был создан Институт повышения квалификации преподавателей общественных наук. Для преподавателей общенаучных, общеинженерных и специальных дисциплин создавались факультеты повышения квалификации. Вводилась также стажировка преподавателей на промышленных предприятиях и в НИИ.

С 1969 г. при вузах Урала, как и во всей стране, стали организовываться подготовительные отделения, позволившие усилить приток в учебные заведения молодежи с производства. Пополнение вузов выпускниками рабфаков в определенной мере обеспечило приближение социального состава студенчества к более полному соответствию структуре населения индустриального региона. Однако ослабление требовательности к этой категории поступающих в вузы стало медленно, но неуклонно снижать общий профессиональный уровень специалистов, выпускаемых вузами.

Отставание высшей школы от требований НТР, ставшее очевидным в 1970-е гг., привело к попыткам усилить связи вузов с производством. Для этого создавались учебно научно-производственные комплексы вузов, промышленных предприятий, ПИП, когда вузы открывали филиалы своих кафедр на заводах. Появились качественно новые по своему характеру структурные подразделения — кафедры специализации, филиалы кафедр, учебно научно-производственные комплексы и объединения на базе академических институтов, ведущих учреждений, промышленных предприятий, отражающих их профиль. Они были организованы к 1980 г. в политехнических и других институтах Свердловска, Челябинска, Оренбурга, Магнитогорска.

В то время предприятия и организации были лишены возможности «напрямую» финансировать подготовку специалистов необходимого им профиля, что обусловило серьезное отставание профиля готовившихся специалистов от тре-бований научно-технического прогресса. В результате уже в 1980-е гг. в Уральском экономическом районе избыток специалистов традиционных специальностей сочетался с их недостатком по таким направлениям, как электронная техника, электроприборостроение и автоматика, микроэлектроника. биотехнология и др. Электроника, комплексная автоматизация и биотехнология не имели на Урале достаточного кадрового обеспечения.

Развитие науки

В 1971 г. был создан Уральский научный цен тр A11 СССР, в который вошли 11 институтов, один отдел и Ильменский заповедник. Научные школы УНЦ, которые возглавили С. В. Вонсовский, Н.А. Ватолин, Н.Н. Красовский, В.Д. Садовский, С. С. Шварц и другие видные ученые, имели большой авторитет в мировом научном сообществе.

На всем Урале было сосредоточено более 300 отраслевых и межотраслевых научно-исследовательских и конструкторско-технологических институтов, а также успешно продолжали вести подготовку специалистов 57 вузов и около 400 средних специальных учебных заведений, работало более 10 тыс. общеобразовательных школ. Располагая разветвленной сетью вузов и техникумов, Урал являлся одним из общесоюзных центров подготовки специалистов для всех отраслей народного хозяйства.

Однако степень сосредоточения в регионе работников, запятых наукой и научным обслуживанием, была на 40% ниже, чем в стране. 4 % всех научных работников было занято в академическом секторе, 32% — в вузовском, 6,4 % — в отраслевой науке.

В 1970-1980-е гг. шло дальнейшее развитие» научных учреждений УНЦ АН СССР и новых направлений исследований. В 1982 г. в Ижевске был создан физико-технический институт. В Челябинске открылась лаборатория института экономики. Пермский отдел физики полимеров был необразован в Институт механики сплошных сред. В составе Института металлургии возникли Отдел комплексных проблем маши построения и лаборатория порошковой металлургии. В Институте» экономики был создан отдел истории. Начала работу Белоярская биостанция Института экологии растений и животных.

Для совершенствования механизма связи науки с производством в 1970-1980-е; годы в стране и на Урале создавались производственные и научно-производственные объединения. Генеральные договоры о творческом содружестве были заключены УНЦ АН СССР с производственными объединениями Уралмаш, Уралэлектротяжмаш, Уралхиммаш.

Разветвленный научный сектор уральской экономики стал базой технологического перевооружения и модернизации производственного потенциала региона. Серьезные» исследования были проведены в области физики и химии твердого тела, сверхпроводимости, электрохимии, теории металлургических процессов и др. В физике магнитных явлений, биогеопенологии, математической теории процессов управления уральские учение заняли в 1970-е гг. ведущие места в СССР. Однако расходы на науку оставались незначительными: в процентах к использованному национальному доходу их доля на Урале в середине 1980-х гг. была в 3-4 раза меньше среднесоюзного показателя. Отсюда диспропорция в развитии научного и производственного потенциала региона: научные учреждения Урала выполняли только 8,4 % научно-исследовательских работ и расходовали менее 7 % ассигнований от планируемых на науку по РСФСР (при доле района в совокупном общественном продукте, равной 13-15%).

Несмотря на первоклассные, а порой уникальные разработки уральских ученых в фундаментальной науке, в реальной жизни прогресс науки и техники практически не ощущался. На эксплуатации и ремонте низкопроизводительной и устаревшей техники в промышленности Урала в начале 1980-х гг. было занято более половины общего состава численности трудящихся. Более 30% рабочих были заняты ручным трудом.

Культурно-просветительная работа

Приобщение уральцев к истории и культуре происходило прежде всего на базе музеев, число которых значительно выросло во всех областях и республиках Урала. Доминировали среди них исторические, историко-революционные, мемориальные, краеведческие музеи. Многие из этих музеев заняли площади закрывавшихся культовых учреждений, так как кампания преследования религиозных организаций продолжалась. В Свердловске в начале 1980-х гг. в бывших церквях и соборах размещалось 8 музеев.

К 1980 г. на территории Урала действовало более 9 тыс. клубов, из них более 7 тыс. — в сельских районах. Число жителей, приходящихся на одно клубное учреждение в 1980 г. составило 1562 (по РСФСР — 1912). С середины 1960-х гг. активно внедрялись новые типы клубных учреждений — автоклубы. Особенно большую роль они играли в целинных и северных районах. В 1970-е гг. промышленные предприятия городов создавали клубы-спутники на селе. Только на базе Дворца культуры Уралмашзавода в короткий срок было подготовлено для села 50 руководителей художественной самодеятельности. Опыт свердловчан был одобрен Министерством культуры СССР и рекомендован к распространению.

Одним из важнейших направлений культурно-воспитательной работы было развитие художественной самодеятельности. Традиционными стали проводившиеся с 1964 г. в г. Нижнем Тагиле музыкальные фестивали «Уральские самоцветы», праздники песни в Челябинске, знаменитые на всю страну фестивали музыкального искусства для детей и юношества в Перми, организованные г 1978 г. по предложению композитора  Д. Кабалевского, фестивали театрализованных праздников. Свердловская область была знаменита конкурсом «Юность комсомольская моя» и фестивалями политической песни.

По общему количеству театральных и музыкальных коллективов первое место среди областей Урала и одно из первых мест среди субъектов Российской Федерации де рации занимала Свердловская область. Здесь активно работали 330 агитбригад, 49 ансамблей песни и танца, 197 духовых оркестров и 90 оркестров народных инструментов, 629 симфонических эстрадных opкестров, 464 хореографических и 303 драматических коллектива. Всего в самодеятельности здесь участвовало 150 тыс. человек.

В 1966 г. на Урале насчитывалось около 14 тыс. библиотек. Несмотря на то, что к 1986 г. их число сократилось до 8.3 тыс. и только четверть из них имела читальные залы, книжный фонд, приходящийся на одного жителя на Урале (7,1 экз.), был несколько больше, чем в среднем по РСФСР (6.9 экз.).

Литература

Литература и искусство по-прежнему играли роль идейной и организующей силы. В течение 1966-1967 гг. 25 книг уральцев были изданы в Москве и 60 — в Свердловске и Перми. Па областном собрании писателей в Челябинске в 1967 г. среди 35 книг местных писателей были выделены романы М. Гроссмана «Камень-обманка» о Гражданской войне на Урале и в Сибири, А. Дементьева «Огни в долине» и повесть М. Аношкина «Боевое задание» о советских разведчиках.

В 1967 г. накануне IV Всесоюзного съезда писателей проходила неделя уральской литературы. Читатели увидели около 30 новых названий книг писателей-уральце в. В феврале 1969 г. в г. Свердловске состоялось Всеуральское совещание литераторов на тему «Рабочий класс и литература». обсуждавшее пути сближения литературы с жизнью, вопросы творческой активности и состояние духовного климата в писательских организациях.

В условиях господства нормативной идеологии усилия литераторов были направлены на популяризацию героических страниц истории. В 1967-1970 гг. вышли в свет художественные рассказы и повести: «Дело» Ю. Хазановича о первом красном директоре ВИЗа, роман О. Марковой «Кликун-камень» об И.М. Малышеве, трилогия Н. Поповой «Заре навстречу», «Дело чести», «Верность». Одним из заметных произведений о Великой Отечественной войне стал роман И. Акулова «Крещение» (1969-1975 гг.), повествование Я. Резника «Сотворение брони» (1982 г.) о конструкторах танка Т-34.

Много внимания писатели-уральцы по традиции уделяли развитию литературы для детей. Видным детским писателем стал В. Крапивин. Новой темой произведений Б. Рябинина становится экология и защита памятников архитектуры. В 1981 г. вышла в свет его книга «Город, где мы живем», проникнутая болью за разрушение исторических памятников в городах Урала.

Немалые успехи были достигнуты уральскими литера торами и в других жанрах. Пьеса «Сталевары» Г. Бокарева получила первую премию на Всесоюзном фестивале драматургии и театрального искусства народов СССР, на котором было представлено около 300 пьес.

Для развития самобытной уральской литературы мною делало Пермское книжное издательство, ежегодно выпускавшее около 80 наименований книг, общий тираж которых в начале 1980-х гг. составил 3,5 млн экземпляров. Результативным был этот период и для Средне-Уральского книжного издательства, в котором в 1970-е гг. увидели свет 15 тыс. различных книг.

Музыка и театр

В 1966 г. было создано Уральское отделение Союза композиторов РСФСР. Тематический и жанровый круг творчества уральских композиторов, особенно молодых, к этому времени заметно расширился. В. Биберган написал Оригинальную «Променад- сюиту», музыку к ряду кинофильмов, В. Кобекин — серию камерных опер. Прозвучали «Уральская сюита» Сиротина, пьесы для народных инструментов и обработки фольклорных мелодий А. Вызова. М. Кесаревой.

Активно работали над пополнением репертуара уральские театры. В 1966 г. Свердловский театр оперы и балета получил звание Академического. Под руководством главного дирижера К. Тихонова и главного режиссера М. Минского здесь были созданы спектакли классического репертуара: «Хованщина» М. Мусоргского и «Опричник» П. Чайковского, поставлены советские оперы: «Оптимистическая трагедия» А. Холминова, «Бравый солдат Швейк» А. Спадавеккиа, балет «Спартак» А. Хачатуряна. А всего в 1970-е гг. в этом театре было поставлено свыше 20 опер и балетов различных композиторов.

Высокий творческий уровень оперной и балетной труппы обеспечивали народные артисты РСФСР М. Владимирова, Е. Гускина, Н. Голышев, заслуженные артисты РСФСР Л. Воробьева, Л. Громыко, С. Зализняк, Н. Иванова. В. Огновенко, Н. Остапенко, О. Соловьева. А. Федоров и др.

Характерное стремление к масштабным постановкам выразилось в постановке драматическими театрами спектаклей «Миндаугас» и «Власть тьмы», «У времени в плену» А. Штейна, «Гнездо глухаря» В. Розова, «Революционный этюд» М. Шатрова. В 1977 г. Свердловскому драматическому театру было присвоено звание Академического.

Значительных творческих успехов достигли в это время башкирский и пермский театры оперы и балета. Большую концертно-просветительскую деятельность вели Удмуртская и Свердловская филармонии. Самый большой коллектив Свердловской филармонии — симфонический оркестр — успешно работал в 1970-е гг. под управлением представителя молодого талантливого поколения советских музыкантов В. Кожина. Были созданы филиалы филармонии в промышленных центрах Среднего Урала, сельских, а также детская филармония. Па базе филармонии в 1960-1980-е гг. работал Уральский  государственный народный хор. Систематически выезжая в экспедиции для изучения богатств уральского фольклора, артисты пополняли свой репертуар.

Свердловская киностудия ежегодно выпускала в 1980-е гг. 50 научно-популярных и документальных фильмов, 48 номеров киножурналов, до 10 фильмов общеэкранных и телевизионных. Высокую оценку получила картина А. Стремякова «Урал. Металл. Наука.» (Государственная премия РСФСР, 1980), фильмы Я. Лапшина «Угрюм-река», «Демидовы», «Приваловские миллионы». Только во второй половине 1970-х гг. свердловскими кинематографистами создано 34 художественных фильма — это почти столько же, сколько их было выпущено студией за всю предшествующую историю.

Изобразительное искусство

I960-1970-е гг. отмечены усилением внимания к монументальной пропаганде. В память 400-летия присоединения Башкирии к России в 1966 г. в Уфе был открыт Монумент дружбы (скульптор М.Ф. Батурин, архитектор Н.П. Кутырев). По проекту скульптора Н. Сажина в Свердловске в 1968 г. был воздвигнут бюст Маршалу Советского Союза В.К. Блюхеру. Монументальные и прикладные работы, связанные с революционной историей Удмуртии, создали В.П. Мазеин, А. Г. Плешков, Б.К. Волков, В.А. Табах.

Раз в несколько лет в крупных городах Урала поочередно проходили художественные выставки «Урал социалистический». В Перми в 1967 г. открылась вторая зональная выставка, где было представлено 1430 произведений 350 художников семи областей и автономных республик Урала. Теме Великой Отечественной войны, труда посвящались работы Е. Широкова «Хлеб фронту», И. Симонова «Качканарцы», А. и В. Мотовиловых «На защиту Урала». Открывшаяся в 1969 г. в Челябинске третья зональная выставка ежедневно собирала до 4 тыс. посетителей. Значительность замысла в четырех скульптурах-символах («Пробуждение», «Узник», «Знаменосец», «Октябрь») отмечалась у Л. Головницкого. Свердловчанин Е. Гудин представил картины пейзажи. Высокую оценку получил портрет писателя В. Астафьева (художник Е. Широков) и сталевара В. Агеева (автор — В. Зинов). В 1970-е гг., работая по системе социального заказа, художники Пермской области разъехались по сельским районам. Результатом поездки стала выставка 87 авторов «Сельское Прикамье».

В 1985 г. на очередной выставке «Урал социалистический», проходившей в Свердловске, была представлена портретная серия картин-размышлений Е. Широкова о духовном мире современника. Индустриальный край показывали художники В. Мальцев, А. Тумбасов, И. Борисов. Одним из ведущих живописцев Башкирии П.П. Салмасовым были представлены картины «Весна», «Завтра — праздник».

Двадцатилетие (1965-1985 гг. ) культурного развития на Урале отмечено введением десятилетнего образования, расширением сети вузов и средних специальных заведений, в результате чего учился каждый третий уралец, совершен-ствованием связи науки с производством, расширением культурно-просветительной работы, развитием литературы, искусства. Правда, все это осуществлялось в узких рамках нормативной идеологии.

Свердловская киностудия была создана 9 февраля 1943 г. и объединила эвакуированных на Урал кинодеятелей. В 1948 г. к Свердловской киностудии была присоединена Новосибирская студия учебных фильмов, а в 1951 г. — Свердловская студия кинохроники. В 1948- 1956 гг. студия выпускала только документальные, научно-популярные и учебные фильмы. Период 1960-х — 1980-х гг. — один из самых плодотворных в жизни Свердловской киностудии. В это время были созданы документальные и научно-популярные картины «Пленительные образы» (1971), «Вступление» (1974), «Синее озеро» (1975). «Венсеремос», «Вьетнамские встречи» (1976), «Только любить» (1978), «Люди медвежьих углов» (1981) и др. Многие из этих фильмов были удостоены наград зарубежных и отечественных кинофестивалей.

В 1960-е гг. на студии были созданы художественные фильмы «Сильные духом» (реж. В. Георгиев. 1967), «Открытие», «В ночь лунного затмения» (реж. Б. Халзанов, 1978) и другие. Режиссер Я. Лапшин (р.1920) экранизировал для телевидения роман В.Я. Шишкова «Угрюм-река» (1968), роман «Приваловские миллионы» Д.Н. Мамина-Сибиряка (1975), снял фильмы «Дым Отечества» о юности М.В. Ломоносова (1980) и «Демидовы» (1983). Режиссер О. Николаевский (1922- 1998), выпускник ВГИКа, в 1956 г. начал работать на Свердловской киностудии, где снял свои лучшие фильмы: «Трембита» (1968), «Мелодия любви» (1974), «Тайна зеленого бора» (1960), «След в океане» по повести П. Бажова (1964), «Смелого пуля боится» (1973), «Встретимся у фонтана» (1976) и другие. Николаевский был одним из первых режиссеров мультипликационного кино на Свердловской киностудии, на которой создал мультипликационные фильмы по сказам П. Бажова: «Медной горы хозяйка» (1975), «Малахитовая шкатулка» (1976), «Каменный цветок» (1977).

На Свердловской киностудии сделали первые шаги известные драматурги Г. Бокарев, Б. Васильев, режиссеры Ю. Карасик, В. Краснопольский, В. Усков. В конце 1960-х гг. киностудия стала выпускать фильмы для телевидения.