Чирковская галерея

Среди туринских купцов наибольшую память о себе оставил Семен Чирков, огромный дом которого, построенный в редком для Зауралья стиле модерн, находится на спуске из нагорной части города, ныне в нем расположен районный суд.

Прекрасное здание построено в 1884 — 1896 г.г. Здание кирпичное двухэтажное, полуподвальное, представляет собой образец «николаевского ампира». Построено на средства купца С. А. Чиркова.

В период гражданской войны здесь размещался штаб Красной армии, позднее РК КПСС, в 1991 году председатель Туринского народного районного суда А.М. Волков принял решение о переезде суда из аварийной хибары в прекрасное здание Чиркова.

По преданию, Семен был незаконнорожденным сыном одного купца из деревни Коркиной и его домработницы. Чтобы скрыть от жены свой грех, купец по быстрому выгнал из дома свою любовницу, оставив ее с грудничком без гроша в кармане. Женщина нашла приют в соседней деревне Ерзовке у своей сестры-учительницы.

Семья постоянно терпела нужду, и потому, когда сын подрос, мать отдала его на Ирбитской ярмарке в услужение к одному бездетному купцу из Симбирска. Смышленый мальчик так понравился купцу, что тот вскоре стал воспринимать его, как приемного сына, а позднее сделал своим главным помощником. Благодаря деловым поездкам, Чирков побывал в Китае, Монголии, во многих городах России. После скоропостижной смерти благодетеля ему досталась половина его наследства. Благодаря этим средствам и природной смекалке, Семен Чирков вскоре становится владельцем громадных чайных плантаций в Китае.

Чирков женится на очень красивой девушке из бедной семьи, которая оказалась бездетной. Может быть поэтому, а может потому, что сам был многого лишен в детстве, Чирков отличался каким-то необычайным соучастием к людям, особенно к бедным детям. В его большом доме на содержании находилось несколько сирот, к Рождеству или на Пасху Чирков по всему городу развозил детишкам подарки, а в Новый год для туринской детворы устраивал в собственном доме новогоднюю елку с конфетами и пряниками.

Более всего Чирков прославился своей частной художественной галереей, во многом уникальной. Говорят, на первом этаже его дома размещалась крупнейшая в Европе и России коллекция больших китайских ваз, которая охватывала практически всю историю китайского многоцветного фарфора. Специалисты особенно выделяют кашпо периода Канси (1662 – 1722 годы) с росписью в гамме «черного семейства». В Китае было запрещено вывозить редкие фарфоровые вазы, так как они считались национальным достоянием, Чирков покупал их за большие деньги и тайно вывозил в тюках чая.

В коллекции Чиркова также была широко представлена русская живопись второй половины XIX века: в 1882 году он познакомился с П. Третьяковым, который свел предпринимателя со многими передвижниками.

Так в Туринске оказались работы Поленова и Сурикова, Репина и Шишкина, Васнецова и Куинджи. Как к хорошему знакомому в 1891 году к Чиркову приезжал знаменитый художник В. И. Суриков для зарисовок на Туре для картины «Покорение Сибири Ермаком».

По завещанию Чиркова, после его смерти уникальная галерея отошла городу, но в годы Гражданской войны почти все, что было собрано купцом за долгие годы, растащили. Часть коллекции переехала в музеи Москвы и Ленинграда. Лишь в 1928 году состоялась передача того, что сохранилось, в Ирбитский музей. Сегодня эта часть чирковской галереи, в первую очередь предметы восточной коллекции, а также картины, представлена в Ирбитском историко-этнографическом музее, являясь яблоком раздора между культурной общественностью Туринска и Ирбита.

По официальной версии умер Чирков в результате несчастного случая. В масленицу 1911 года он катался на лошадях, на крутом повороте выпал из саней, случайно выстрелив себе в бок из револьвера. Медики остановили кровь и обнадежили, что скоро все пройдет. Но Чиркову становилось все хуже.

По рассказам, он объявил, что своему спасителю пожертвует половину состояния, но все попытки оказались тщетными. Тогда Чирков оглашает завещание: он просит похоронить его по православному обычаю, а весь свой огромный дом отдает под приют для детей-сирот.

До сих пор существует несколько неофициальных версий смерти Чиркова. Одни говорят о таинственной гибели из-за зловещих рукописей Моцарта, которые находились в его собрании, и которые якобы несли смерть всякому новому их обладателю. Другие говорят об убийстве, которое совершили служители охранки за помощь со стороны Чиркова ссыльным революционерам.