Становление Николаевского монастыря
Содержание статьи
Пустынножители Василиск и Зосима
В 1799 году в Сибири, недалеко от города Кузнецка, поселились прошедшие большой путь старчества пустынножители Василиск и Зосима. По просьбе вдовы Конюховой, они начали наставлять ее в правилах монашеской жизни. Постепенно к вдове начали присоединяться другие женщины, образовалась община.
По мнению старцев, для существования женской обители место в деревне среди мирян, где жила Конюхова с другими насельницами, было неподходящее, и Зосима отправляется на поиски другого места.
В Туринске он обнаружил пустые стены бывшего мужского монастыря, и в 1822 году по указу императора Александра I туринский монастырь был преобразован в женский Николаевский.
Сестер отец Зосима разместил в кельях, а сам поселился в старой баньке. Отец Василиск остался жить в лесу, в уединении в 8 верстах от обители. Фактически отец Зосима был не только попечителем монастыря, но и его руководителем. Для сестер он стал настоящим отцом и наставником.
В обители установились порядки строгие, но справедливые, а между сестрами, по рассказам, царили сердечные отношения.
Беда подкралась неожиданно: мать и дочь Васильевы, заведуя финансами обители, решили захватить в монастыре всю власть, написав на старца лживый донос. Будто бы старец присвоил часть монастырских средств, читает старообрядческие книжки, дозволяет к двум сестрам ходить молодому человеку для обучения живописи, дает неприличные наставления.
В результате отец Зосима при поддержке влиятельных родственников Васильевых был отстранен от попечительства обители, а Васильева стала первой настоятельницей монастыря.
Вскоре наветы Васильевых вскрылись, благодаря слезному раскаянию последних, в Туринске росло недовольство жителей действиями властей. Именно поэтому, чтобы сохранить лицо при плохой игре, власти попросили отца Зосиму выехать за пределы Урала.
Вскоре после отъезда отца Зосимы старец Василиск, все более нуждавшийся в уходе, переселился в монастырь и умер здесь 29 декабря 1824 года. Старец был погребен близь алтаря Вознесенской монастырской церкви, позднее над его могилой была поставлена часовенка.
История туринского монастыря связана с жизнью многих знаменитых людей. В конце 1820-х годов в Туринске часто бывал известный композитор А. А. Алябьев, создатель романса «Соловей», который в это время находился в ссылке в Тобольске.
Композитор слыл заядлым картежником, однажды он хорошенько побил за нечестную игру партнера-помещика, после чего помещик умер. По этой причине Алябьев и оказался в Сибири. В Николаевском монастыре в это время устраивались концерты алябьевской духовной музыки.
Настоятельница туринского монастыря не раз останавливалась в Тобольске у матери гениального ученого-химика Д. И. Менделеева, по рассказам, вела с нею разговоры о знаменитых туринских старцах, вместе с которыми прибыла в Туринск из-под Кузнецка.
Несколько раз бывала в обители сестра ученого Ольга, а другая сестра Менделеева, Аполлинария, страстно желала в этом монастыре постричься в монашки. Дмитрий Иванович специально ездил в Николаевский монастырь, чтобы изучить здешний быт. Убедившись в его суровости, вместе с матерью запретил Аполлинарии сделать ответственный шаг по причине слабости ее здоровья.
Главным благотворителем в истории обители был местный купец С. А. Чирков, владелец чайных плантаций в Китае. После нелепой смерти в 1911 году был похоронен на территории монастыря в специальном склепе-часовне.
Рассказывают, что во время Гражданской войны в 1918 году кто-то из солдат зачем-то решил спуститься в этот склеп, при этом запнувшись, повредил ногу. Тогда военные власти распорядились завалить склеп, но местные жители воспротивились, установив возле часовни караул. На следующее утро тело Чиркова перезахоронили на городском кладбище, спустя годы это захоронение исчезло.
Вслед за утверждением Советской власти в Туринске сначала было конфисковано ценное имущество монастыря, а в 1922 году обитель была и вовсе закрыта. Монастырский храм был полностью разрушен, а кирпич с него пошел на строительство известной в Свердловской области спичечной фабрики.
Лишь в 1996 году монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. От старых строений Николаевского монастыря сохранилось два здания. В 2006 году при совместных усилиях местных предприятий на территории монастыря был выстроен новый храм во имя святого преподобного Василиска Туринского. Главной святыней храма стала частичка мощей преподобного Василиска.
Старцы Василиск и Зосима – прототипы героев романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы».
Преподобный Василиск, в миру Василий, родился в середине XVIII века в крестьянской семье в Тверской губернии. В детстве он самостоятельно выучился грамоте и, читая книги, все сильнее стремился посвятить себя Богу. Бывая в монастырях, он принимает решение уйти к пустынникам. Так он попадает в пустынь к иеромонаху Адриану. Там он и был пострижен старцем в мантию с именем Василиск.
Вскоре он встретил своего духовного брата отца Зосиму Верховского, который также пришел к отцу Адриану, желая стать отшельником. Через 10 лет, уходя от суетной славы, по благословению старца Адриана отец Василиск и отец Зосима отправились в Сибирь, где около города Кузнецка положили начало туринской Николаевской обители.
В Туринске Зосима жил при монастыре, являясь его попечителем, а Василиск – в крошечной келье в лесу, в отдалении от обители. После вынужденного отбытия отца Зосимы из Туринска, два великих пустынника трогательно, со слезами на глазах распрощались, чувствуя, что расстаются до вечности.
Вскоре 90-летний Василиск по состоянию здоровья переселился в келью Зосимы у Николаевского монастыря, где умер и был похоронен, а отец Зосима в Москве вместе с частью сестер туринского монастыря основал Одигитриевскую обитель, где был похоронен после кончины в 1838 году.
В 2004 году старцы Василиск и Зосима были причислены к лику общецерковных святых.
С жизнью туринских старцев познакомился, находясь в сибирском заточении, великий русский писатель Ф. М. Достоевский. Позднее много нового добавили письма и беседы с женами декабристов Н. Д. Фонвизиной и П. Е. Анненковой. В своем письме от 10 декабря 1879 года к редактору «Русского вестника» Н. А. Любимову писатель пишет, что прототипами для своего романа «Братья Карамазовы» берет образы туринских старцев. Зосима Туринский – это отец Зосима, а старец Василиск — «простенький монашек, из беднейшего крестьянского звания, брат Анфим», которого «старец Зосима любил и во всю жизнь свою относился к нему с необыкновенным уважением, многие годы провел в странствиях с ним вдвоем по всей святой Руси». Также из писем Достоевского Любимову становится понятно, что героиня романа Хохлакова – прототип коллежской советницы Васильевой с дочерью, а монашки, пришедшие с Зосимой из Сибири – прототипы «верующих баб».
Впервые на сходство Туринских старцев с героями романа Достоевского обратил внимание Р. Плетнев в 1933 году, затем Л. П. Гроссман, М. С. Альтман и другие. Главным образом, они основывались на сходстве житийных изречений Зосимы Верховского и литературного персонажа из романа Достоевского.
Но находки туринского краеведа Ю. И. Клюшникова из архива журнала «Русский вестник» в Центргосархиве литературы и искусства России, где писатель прямо указывает на прообразы своих героев, ставят точку в этом вопросе. Очень схожи биографии туринских старцев и героев Достоевского, а также описание «подгорного монастыря» и туринской обители.
Самое сокровенное передает Достоевский устами Зосимы Туринского, изложенное в форме наставлений к Алеше Карамазову:
«Пусть пока вокруг тебя люди злобные и бесчувственные. Найди в себе силы светить светом добра и истины во тьме жизни и светом своим озари путь другим. Может быть, тебе не дано будет узреть плоды эти – не умрет свет твой».
Эпиграфом к своему роману поставил Достоевский любимые слова Зосимы Туринского из Евангелия от Иоанна, а перед смертью пожелал, чтоб были выбиты они на могильной плите:
«Истинно, истинно глаголю Вам: аще пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».