Из истории

Уральское художественное литье XIX — начала ХХ в.

Мировое уникальное явление художественной промышленности

Среди произведений национального и зарубежного искусства особое место в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств занимает уникальная коллекция уральского художественного литья. В фондах музея имеется более тысячи образцов изделий десяти чугунолитейных заводов : Кушвинского, Невьянского, Верх-Исетского, Билимбаевского, Сосьвинского, Кыновского, Кусинского, Каслинского, Каменска-Уральского, Свердловского.

Все изделия представляют большую научную и историческую ценность. Наиболее полным и интересным является собрание каслинского литья, насчитывающее свыше 800 предметов.

Начало коллекции было положено в 1887 г., когда в музей Уральского общества любителей естествознания поступило полтора десятка чугунных отливок Каслинского завода, демонстрировавшихся в Екатеринбурге на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке .

Музейное собрание художественного литья активно пополнялось и в дальнейшем. Особенно крупные поступления произошли в 1920-е гг., когда по распоряжению уездных властей в Екатеринбург стали свозиться художественные ценности со всего Урала. К моменту создания Свердловской картинной галереи в коллекции литья насчитывалось уже 460 предметов. Однако наиболее важная веха в ее развитии связана с реорганизацией галереи в 1988 г. в Музей изобразительных искусств.

За десять лет собрание художественного литья увеличилось вдвое. Одновременно была развернута постоянная экспозиция в новом здании музея, активизировалась выставочная
деятельность. Известность музейной коллекции шагнула далеко за пределы региона.

Становление производства художественного литья на Урале относится к началу XIX в., когда в Россию были приглашены для работы по контрактам на казенных и частных металлургических предприятиях европейские мастера из Англии, Германии и Швеции. Многие из них имели опыт работы на литейных заводах в Гляйвице, Берлине и в других центрах производства художественного литья. Часть приехавших на Урал немецких литейщиков была направлена на Каменский, Кушвинский (где уже работали английские специалисты) и Златоустовский казенные заводы для украшения огнестрельного (пушек) и холодного (шпаг, сабель и пр.) оружия. Немецкие литейщики не только помогали совершенствовать технологию выпуска основной продукции и обучать своему ремеслу местных мастеров, но и наладили производство художественного чугунного литья. Так, в прейскуранте Кушвинского завода 1815 г. насчитывалось более 300 наименований различных изделий, в том числе художественных отливок.

В коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств есть шесть экспонатов, отлитых на Кушвинском заводе. Среди них: барельеф императора Александра 1 ( 1811 ), памятные медали в честь русских государственных деятелей — графа П. Х. Витгенштейна ( 1813) и генерал-фельдмаршала князя М. И. Голенищева-Кутузова Смоленского (1813), а также барельефы работы Леонарда Паша: «Богоматерь» (1815), «Иисус Христос» (1815) и «Диана-охотница» ( 1815?).

Число специалистов, приехавших в Екатеринбург из Германии в 1810 — 1814 гг., явно превышало необходимые потребности казенных заводов, и мастера трудоустраивались на частные заводы, в том числе на Верх-Исетский завод А. И. Яковлева. В 1813 г. здесь начала работать небольшая бронзолитейная мастерская, выполнявшая заказы Екатеринбургской гранильной фабрики. Из бронзы исполнялись декоративные украшения и фурнитура для столов, ваз и шкатулок, а также выпускалось мелкое чугунное и бронзовое художественное литье: рельефные портреты в рамах, пресс-папье («накладки»), лотки, пепельницы, подсвечники, вазочки, блюда и др. Почти все изделия отливались по немецким моделям.

В собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств имеется несколько таких отливок с клеймами Верх-Исетского завода: барельеф Л. Паша «Королева Пруссии Луиза» (1815), прессы «Шелудивый пес» (1825; копия нюрнбергской бронзовой скульптуры XVI в.) и «Лежащий лев» (1827), выполненный по гляйвицкой модели 1807 г. С 1817 г. бронзолитейной мастерской руководил Ларион Антонов, талантливый крепостной художник А. И. Яковлева, выполнявший самые ответственные заказы.

Камерное чугунное литье Верх-Исетского завода пользовалось известностью и порой становилось эталоном для других уральских заводов.

Главный управляющий Верх-Исетских заводов Г. Ф. Зотов, став попечителем наследников Л. И. Расторгуева и приняв в 1823 г. управление всеми заводами и золотыми приисками Кыштымского горного округа, внедрил на Каслинском заводе в 1824 г. немецкую технологию художественного литья (именно этот год можно считать годом рождения каслинского художественного литья).

Читать так же:  Урал в послевоенный период. 1946 - 50-е годы

В качестве первых образцов каслинцы использовали немецкие отливки, привезенные Г. Ф. Зотовым из Берлина, где он побывал в 1820 г., сопровождая А. И. Яковлева в поездке по металлургическим заводам Германии, а также художественное литье бронзолитейной мастерской Верх-Исетского завода. Среди образцов были работы берлинского медальера Леонарда Паша: «Апостол Петр», «Апостол Павел», «Евангелист Иоанн», «Иисус Христос» и барельеф «Ученый>>. Эта серия рельефов выпускалась в Каслях вплоть до начала
ХХ в.

По моделям берлинского архитектора и художника Карла Фридриха Шинкеля отлиты «Фруктовая ваза с мотивами аканта», « Блюдо с мотивами аканта», « Блюдо в готическом стиле», « Блюдо с морскими божествами», подсвечник «Вакх». По немецким образцам сделаны: шкатулки «Танец» и «Игра в карты», ажурная «Шкатулка с маскароном», коробочка «Мальчик, везущий бочку», чернильница « Броненосец», подсвечник «Колонка на львиных лапах», подставка для карманных часов «Киоск в готическом стиле», а также «Подчасник
ажурный с готическими колоннами» и «Подчасник ажурный с левретками». Все перечисленные выше отливки с успехом выпускались на протяжении XIX — ХХ вв. и представлены в собрании музея.

Благодаря навыкам, приобретенным при изготовлении бытовой чугунной посуды (ее производство наладили в Каслях еще при Л. И. Расторгуеве), каслинские литейщики быстро освоили новую для них технологию художественного литья в сухую песчаную форму, внесли в нее свои дополнения и с успехом стали применять для отливки различных статуй, бюстов, скульптурных групп и прочих изделий.

Под руководством литейного мастера Никиты Теплякова с 1824 по 1836 г. в Каслях выполнялись отдельные заказы на архитектурные детали, кресты и надгробия с рельефами и надписями, рельефы с портретами членов императорской семьи и различных особ, а также выпускались небольшие прессы-накладки и подсвечники.

В период с 1843-го по начало 1850-х гг. производство художественного литья на Каслинском заводе переживает свое второе рождение. Из Горного правления для обучения местных формовщиков были выписаны вольнонаемные специалисты, предложившие новый способ покрытия отливок и значительно расширившие ассортимент художественной продукции.

Из демидовской бронзолитейной мастерской Выйского завода (Нижний Тагил) в Касли поступили новые образцы: подсвечники трех видов, настенные канделябры, узорчатые тарелки, марочницы, чернильницы, а также анималистические скульптуры выдающегося уральского бронзолитейщика Ф. Ф. Звездина « Бык» (копия работы итальянского мастера XVI в.) и «Верховой жеребец Мидльтон» (копия скульптуры знаменитого рысака работы П. К. Клодта).

В конце 1840-х гг. по моделям К. Ф. Шинкеля стали выпускать стулья, кресла и диваны.

С 1860-х гг. выпуск «кабинетного» литья становится регулярным, в ассортименте появляется около 400 отливок.

В тот период складываются основные традиции каслинского художественного литья: четкость силуэта, тщательная отделка деталей, передача фактуры поверхности различных материалов, высококачественная матовая окраска глубокого черного цвета.

Впервые каслинское художественное литье получает малую золотую медаль в 1860 г. на выставке Вольного экономического общества в Москве, а в 1861 г. — малую серебрянную медаль на Мануфактурной выставке в Санкт-Петербурге. С тех пор завод постоянно участвовал во всероссийских и зарубежных выставках.

Благодаря профессионализму скульпторов, высокой квалификации мастеровых и отличному качеству чугуна заводские изделия отмечались почетными дипломами и медалями на всемирных выставках в Париже (1867, 1890), Вене (1873), Филадельфии (1876), Копенгагене (1888), Стокгольме (1897), Милане (1906). Приобретаемые на выставках произведения западноевропейских авторов — Ж.-Л. Готье, П.-Ж. Мена, Л.-0. Моро, Н. Мейера, П.-Э. Делабриера, Д. д’Анже и др. — пользовались успехом и широко тиражировались.

С 1853 по 1889 г. подбором моделей и надзором за каслинским художественным литьем занимался генерал-майор Г. В. Дружинин — муж О. П. Дружининой, младшей дочери М. Л. Харитоновой (одной из двух наследниц Л. И. Расторгуева), и их поверенный по делам заводов.

Страстный коллекционер картин, художественной бронзы и фарфора, он имел обширные связи в среде столичных художников, антикваров и коллекционеров. Он не только предоставил свои коллекции скульптуры для изготовления моделей, но и тиражировал в чугуне авторские работы известных ваятелей, таким образом устанавливалась прочная взаимосвязь каслинского художественного литья и русской скульптуры второй половины XIX в.

Читать так же:  Первые русские городки на восточном склоне Урала

Опытные каслинские литейщики безукоризненно воспроизводили в чугуне творения российских скульпторов : П. К. Клодта, Е. А. Лансере, А. Л. Обера, Н. И. Либериха, Н. А. Лаверецкого, Ф. Ф. Каменского, Р. И. Баха, Р. Р. Баха, П. П. Забелло, Ф. П. Толстого и многих других. После смерти Г.В. Дружинина в 1889 г. художественное руководство промыслом стал осуществлять его сын — коллежский советник, секретарь Императорского археологического общества В. Г. Дружинин. Благодаря активной целенаправленной деятельности Дружининых коллекция моделей Каслинского завода практически утроилась.

Большую роль в художественном образовании каслинских мастеров сыграли скульпторы М. Д. Канаев (1830 — 880) и Н. Р. Бах (1853 — 1885) — выпускники Академии художеств, в разные годы работавшие на Каслинском заводе. В 1871 г. в целях подготовки молодых кадров и повышения качества выпускаемого литья при заводе открывается ремесленно-художественная школа, которой руководил М. Д. Канаев.

В ней будущие мастеровые (дети старых каслинских формовщиков) обучались рисованию фигур, лепке из глины и воска, формовке и отливке фигур из гипса и чугуна, чеканке изделий, резьбе по дереву и металлу, специальным приемам работы, позволяющим производить продукцию с наименьшими затратами материалов.

М . Д. Канаев сам много работал творчески, создавая модели для литья. Коллекцию музея украшают такие его работы, как подсвечник «Вакханка у дерева>>, канделябры «Цыганка-маляр» и «Мальчик у фонарного столба, играющий в снежки», ваза «Раковины», подчасник и сигаретница «Избушка на курьих ножках», подчасники «Мороз-демон с замерзшими детьми» и «Геркулес, разламывающий пещеру ветров», портрет (бюст) императора Александра III, скульптуры «Геркулес» и « Амур оборванный, хромой», «Ажурный кувшинчик», «Коробочка с ажурной крышкой».

После закрытия Екатеринбургского монетного двора, где М . Д. Канаев проработал художником с 1855 по 1871 г. , в Каслях в 1876 г. открывается производство медальонов и медалей из бронзы и чугуна.

В приложении к прейскуранту Каслинского завода за 1896 г. представлены 23 медальона и 157 медалей, посвященных памятным событиям из истории России, политическим деятелям и членам императорской фамилии. Их отливали исключительно под заказ. Работой медальерного участка М. Д. Канаев руководил вплоть до своей скоропостижной
кончины в 1880 г.

Летом 1884 г. на завод приезжает работать по контракту академик скульптуры Николай Романович Бах (1853 — 1885). Тяжело больной художник возобновил занятия в школе художественного литья, обучал молодых рабочих рисованию, лепке, приемам получения тонкостенных отливок. За шесть месяцев скульптор подготовил к тиражированию в чугуне десятки привезенных из Петербурга бронзовых моделей, среди которых было значительное количество работе его отца — Р. И. Баха, и запустил их в производство незадолго до своей кончины в январе 1885 г.

Уроки профессиональных скульпторов не пропали даром: наставники сумели привить ученикам художественный вкус и жажду творческого поиска, стремление наиболее точно передать замысел скульптора при переводе модели в чугунную отливку. Среди самобытных народных скульпторов, вышедших из среды каслинских рабочих, наиболее известны: мастер редукции, «литейщик от бога» В. Ф. Торокин, чеканщик Д. И. Широков и модельщик К. Д. Тарасов. Именно В. Ф. Торокин выполнил уменьшенные копии скульптурных групп
П. К. Клодта «Кони на воле», Е. А. Лансере «Джигитовка лезгин» и «Прощание казака с казачкой», А. Л. Обера «Крестьянка с граблями на лошади», пресс-папье Н. И. Либериха «Медведица», скульптур П. П. Забелло «Ермак — покоритель Сибири» и Э. М. Фальконе «Памятник Петру I». В 1890-е rr. он создал ряд самобытных скульптур: «Литейщик за работой» (два варианта), «Крестьянин на пашне», «Мальчик верхом на лошади», «Башкир верхом», «Поездка кулака на праздник», спичечницу «Старуха с прялкой», коробочку «Углевоз», органично сочетая в них черты народного и профессионального искусства, деятельность художника-творца и мастера-исполнителя.

Читать так же:  Старообрядчество Урала

Торокинские пепельницы «Бродень» и «Лист дубовый», тарелка «Дубовые листья» и одноименная спичечница более ста лет широко тиражировались и вместе с перечисленными
выше работами экспонируются в каслинском зале музея изобразительных искусств рядом с произведениями Д. И. Широкова («Мальчик при выборе чугуна из шлака», «Мальчик, играющий в бабки», «Старуха с кузовом грибов», пресс-папье «Рак») и К. Д. Тарасова (пепельницы «Лапоть» и «Дровню», коробочка «Дровни с чугуном», набор детской посуды). Отливки по моделям каслинских мастеров-самоучек порой имели более широкий спрос, чем многие из моделей знаменитых скульпторов, принося заводу немалую прибыль.

Вершиной искусства каслинцев явилось создание в 1899 г. знаменитого чугунного павильона Кыштымского горного округа для Парижской всемирной художественно-промышленной выставки 1900 г.

В декоре павильона, изготовленного по проекту петербургского архитектора Е. Е. Баумгартена (1866 — 1919), использованы мотивы искусства Древней Руси, Византии и Скандинавии. Центральный рельеф («Птицы Радости и Печали») и все скульптуры драконов выполнены М. И. Диллон (1858 — 1932). За изготовление металлических изделий
Кыштымские горные заводы были отмечены высшей наградой выставки — Гран-при «Хрустальный глобус» и большой золотой медалью.

Представленный в отделе горного дела и металлургии Каслинский чугунный павильон стал сенсацией выставки. Это единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в музейной коллекции и зарегистрированное в Международном каталоге ЮНЕСКО как раритет — уникальный художественный памятник мирового значения.
Каслинский павильон является одним из самых замечательных экспонатов Екатеринбургского музея изобразительных искусств.

Рядом с павильоном экспонируется скульптура Н. А. Лаверецкого (1837 — 1907) «Россия». Выполненная в 1896 г. в традициях русской академической пластики с большим техническим мастерством, «Россия» органично влилась в общий ансамбль Каслинского павильона, став необходимым его дополнением.

Во второй половине XIX — начале ХХ в. рядом с Каслинским заводом существовало пять частных чугунолитейных мастерских. На этих предприятиях производили опойчатую посуду и печное литье, детали для сельскохозяйственных машин, могильные кресты, плиты и памятники, а также художественное литье по моделям Каслинского завода (лотки, пепельницы, прессы, мелкую и среднюю кабинетную скульптуру).

Художественным литьем занимались три чугунолитейных заведения — Т. Д. Теплякова, М. Н. Тимофеева и Г. Я. Кобелева (в коллекции музея есть несколько образцов их литья). Несмотря на наличие собственных клейм, продукция этих предприятий известна под общим устоявшимся термином — «каслинское литье».

В период своего расцвета (1870 — 1900 rr.) каслинское художественное литье не знало себе равных. Один лишь Кусинский завод, всегда бывший в тени славы Каслей, приблизился на рубеже XIX — ХХ вв. к уровню каслинских изделий. В коллекции музея находится около 100 отливок Кусинского завода. Выпуск художественного литья стал осваиваться заводом в 1883 г., когда в Кусу пригласили из Каслей формовщиков Кузнецовых. Возглавил цех художественного литья опытный златоустовский литейщик Н. М. Мурзин. В каталоге Кусинского завода за 1913 г. представлены 423 изделия, многие модели которых были привезены из Каслей. В начале ХХ в. в Кусе плодотворно работал талантливый скульптор и прекрасный стилист Ф. О. Васенин ( 187 6 — 1923).

В годы учебы в Строгановском училище, куда он был направлен как стипендиат Златоустовских горных заводов, и по возвращении в Кусу Васенин создал 22 произведения. Его вазы, тарелки, статуэтки, шкатулки, пепельницы, прессы значительно обогатили заводской ассортимент. Большая часть отливок Ф. О. Васенина представлена в коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств.

Уральское художественное литье XIX — начало ХХ в. — уникальное явление художественной промышленности России. Его лучшие образцы, представленные в постоянной экспозиции, в значительной мере определяют неповторимое и, безусловно, запоминающееся лицо Екатеринбургского музея изобразительных искусств.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button