Либерализация гуманитарной науки

Перестройка, закончившаяся полной сменой полити­ческого строя в стране, в первую очередь стала ощутимой в гуманитарной сфере. Гласность, «демократизация» по­зволили представителям интеллигенции начать серьезные споры о роли общественных дисциплин в жизни советского общества. На дискуссионных трибунах, партийных собра­ниях в вузах Свердловска звуча­ли предложения убрать из учеб­ного плана такие предметы как политэкономия, научный комму­низм, история КПСС. На одном из собраний в Уральском государ­ственном университете даже об­суждался вопрос о лишении уче­ных степеней и званий тех, кто за­щитил диссертации по проблемам марксизма-ленинизма, научного коммунизма, развитого социа­лизма, истории КПСС. В резуль­тате многочисленных споров к концу 1980-х гг. были почти пол­ностью исключены ранее обя­зательные курсы истории КПСС и научного коммунизма. В авангаде перестройки учебных дисциплин выступили Челябинский педагогический институт, УПИ, УрГУ.

Средства массовой информации

Во второй половине 1980-х гг. литературно-общественная жизнь Урала переживала бурный рассвет. Не только московские газеты и журналы, но и региональная пресса перешла к обсуждению закрытых ранее тем. Журнал «Урал» начал печатать материалы о судьбах ленинизма и его роли в истории России, о смысле большевизма. Острейшую дискуссию вызвала напечатанная в журнале повесть видного уральского писателя Н. Никонова «Старикова гора», посвященная трудным историческим судьбам русского крестьянства. Также в «Урале» впервые были опубликованы романы М. Осоргина. Творческого пика достигла деятельность знаменитого уральского писателя В. Крапивина, обратившегося к фантастико-романтической тематике. Тиражи книг писателя резко возросли.

К концу 1980-х гг. почти легализовались ранее подпольные «самиздатовские» бюллетени, газеты и журналы, получившие широкое распространение в крупных городах Урала. Изменилась и официальная пресса — она стала публиковать больше критических материалов, острых сюжетов.

В эти же годы стали публиковаться молодые талантливые поэты Урала: В. Кальпиди (Пермь), Ю. Казарин, Е. Ройзман, Р. Тягунов (Свердловск). Их произведения, будучи авангардными, не вписывались в традиционные каноны советской поэзии.

Дальнейший размах обрело движение Клубов любителей фантастики (КЛФ) по всей стране. Неформальной столицей этого всесоюзного движения, объединявшего сотни тысяч людей, стал Свердловск, благодаря тому, что усилиями редакции молодежного журнала «Уральский следопыт» проводились ежегодные фестивали научной фантастики «Аэлита». В рамках фестивалей, в которых участвовали сотни любителей фантастики из всех уголков СССР, а также из социалистических стран, устраивались не только красочные карнавалы, но и семинары молодых писателей. Эти занятия вели метры советской фантастики.

Усиление политической либерализации совпало с пиком технологической революции, докатившейся с Запада и до России. В 1989 г. в Магнитогорске и ряде других городов прошли выставки информационных технологий США. Расширялись возможности пользования компьютерами и видеотехникой. Последнее было решающим звеном в информационном прорыве» «железного занавеса»: на своих домашних экранах люди увидели западную жизнь, ранее известную лишь понаслышке. Возникли многочисленные кабельные телестудии. а к началу 90-х гг. — первые негосударственные телеканалы.

Уральское кино

Вторая половина 1980-х гг. стала «золотым временем» для уральского кино. На Свердловской киностудии тогда работали лучшие мастера отечественного кинематографа. Здесь начал свой путь к мировому признанию режиссер В. Хотиненко, автор кинокартин «Зеркало для героя», «Рой», «СВ».

Цех документального кино в Свердловске стал лидером среди российских документалистов. Множество призов российских и зарубежных фестивалей получили фильмы режиссеров Б. Кустова («Леший», «Новые сведения о конце света»), С. Мирошниченко («Госпожа Тундра», «А прошлое кажется сном»), Дегальцева («Кто косит ночью?»), Тарика («Тот, кто с песней», «Египтянин») и др.

Изобразительное искусство

Важными событиями культурной жизни этого периода стали выход книги «Слово о полку Игореве» с иллюстрациями В.М. Воловича, выставки каслинского литья.

Молодые художники Среднего Урала создали объединение «Сурикова, 31». Их картины, далекие от социалистического реализма, знакомили уральского зрителя е современными тенденциями развития мировой художественной культуры.

Урал вновь открылся для бывших соотечественников: огромное внимание привлек визит в Екатеринбург всемирно известного скульптора Эрнста Неизвестного.

Музыка и театр

В эпоху перестройки музыкальное и театральное искусство получило «глоток свежего воздуха». В театрах осуществлялись новые постановки, посвященные актуальным темам прошлого и современности. В 1986 г. Челябинскому драматическому театру им. С. Цвиллинга присвоили почетное звание Академический.

Процесс модернизации театра иллюстрирует смена концепции театра музкомедии в Свердловске — одного из ведущих в России, — она была осуществлена с приходом в него нового художественного руководителя К. Стрежнева. Оренбургский театр музкомедии поставил в годы перестройки новые спектакли на музыку А. Колкера («Старое танго»), Л. Журбина («Агент ОО»), Ф. Легара («Летучая мышь») и др. В 1988 г. на базе Челябинского театра кукол была создана зональная лаборатория художников и режиссеров Урала и Сибири.

В 1988 г. в здании Александро-Невской церкви на Алом поле в Челябинске открылся единственный на Урале зал камерной и органной музыки. В 1987 г. здесь зазвучал орган немецкой фирмы «Ойоле», который но праву считается одним из лучших в Европе.

В этот период времени Урал стал центром молодежной культуры протеста, выраженного, в частности, в творчестве Свердловского рок-клуба, в состав которого входили получившие широкую популярность рок-группы «Наутилус Помпилиус», «Чайф», «Агата Кристи».

Однако к началу 1990-х гг. стало очевидным отсутствие дальнейшего пространства для развития тем протеста. Вместе со всей Россией культурная жизнь региона вступила в период радикальных реформ.

Свердловский рок-клуб

В конце 1970-х гг. в г. Свердловске существовало несколько рок-групп, среди которых были «Трек», «Урфин Джюс» и др. В 1981 г. под эгидой Свердловского архитектурного института прошел первый свердловский рок-фестиваль. В середине 1980-х гг. на Среднем Урале родился такой феномен современной молодежной культуры как свердловский рок- клуб, объединивший большое количество музыкальных коллективов различных стилей и направлений. Президентом его стал Н. Грахов. Вся страна узнала группы «Кабинет», «Наутилус Помпилиус», «Чайф», «Апрельский марш», «Агата Кристи» и др. Многие из этих групп зародились в недрах высших учебных заведений Свердловска: «Наутилус Помпилиус» — в Свердловском архитектурном институте, «Агата Кристи» — на радиофаке УПИ.

Свердловский рок-клуб стал организатором рок-фестивалей. В июне 1986 г. состоялся первый его фестиваль, на котором сенсационного успеха добилась группа «Наутилус Помпилиус», исполнившая песню «Гудбай, Америка».

В апреле 1987 г. представители свердловской рок-делегации («Чайф», Группа Егора Белкина. «Наутилус Помпилиус») выступили в Ленинградском Доме молодежи перед жюри Союза композиторов. Выступление «Наутилуса» получило всесоюзный резонанс после разгромной статьи в газете «Советская культура».

Самыми яркими именами свердловского рок-клуба стали В. Бутусов, Е. Белкин, Н. Полева, В. Шахрин, братья В. и Г. Самойловы. Автором текстов многих групп был П. Кормильцев, музыки и аранжировки — А. Пантыкин.

Свердловские группы активно концертировали на Урале и в стране, стали участниками многих фестивалей и движений. В 1987 г. на московской «Рок-панораме» группа «Наутилус-Помпилиус» получила «лучшую прессу». В сентябре 1989 г. «Апрельский марш», Настя Полева, «Чайф» были участниками московского десанта экологической) движения «Рок чистой воды». «Агата Кристи» в этом же году представляла советский рок па семинаре по проблемам рока в Глазго (Великобритания).

В 1990-е гг. многие свердловские музыканты продолжили свою деятельность в Москве и Санкт-Петербурге.