Русская архитектура, чугунное литьё

Русская архитектура первой трети XIX в. переживала подъем. Это­му способствовали необычайный размах градостроительства, создание грандиозных архитектурных ансамблей, пронизанных пафосом граждан­ственности.

Для более глубокого раскрытия идейного замысла архитектуры ши­роко применяли скульптуру, использовали чугунное литье. Чугун ста­новился не только важным строительным материалом, но и пластиче­ским, блестяще использованным русскими архитекторами. Формы и практическое назначение уральского литья были многообразны, стилис­тически же оно, разумеется, было тесно связано с высоким классициз­мом. В первой половине XIX в. большого подъема достигло чугунное парковое литье: скамейки, диваны, кресла, вазы. Много прекрасных об­разцов было в парках Петербурга, подмосковных усадьбах.

К числу наиболее разнообразных по назначению и художественным формам произведений чугунного литья Урала относятся решетки. Их чугунный узор украшал балконы, сады, заводские цеха. В совершенстве освоив технологию литейного искусства и глубоко проникнув в пласти­ческие тайны чугуна, уральцы использовали его для создания крупно­масштабных и композиционно сложных монументов.

Значительным собранием уральской монументально-декоративной чу­гунной скульптуры стали знаменитые подмосковные Кузьминки. Здесь была развернута целая чугунная сюита, ярко свидетельствовавшая о высоком и совершенном искусстве уральских рабочих, владевших всеми формами чугунного литья — от обычной решетки до великолепной мону­ментально-декоративной скульптуры.

Особый художественный интерес и большое историческое значение имеет работа мастеров Урала над произведениями выдающегося русско­го скульптора П. К. Клодта. Можно без всякого преувеличения сказать, что его конные группы стали вершиной уральского художественного чугунного литья первой половины XIX в. С их появлением была решена проблема применения чугуна в монументально-декоративной скульптуре, возникшая, как уже говорилось, еще в XVIII в. при отливке декоратив­ных фигур на уральских заводах. Грубоватость форм, тяжеловесность литья ушли в прошлое, уступив место хорошо моделированной пласти­ческой форме.

Одновременно с развитием монументально-декоративных форм в уральском художественном чугунном литье происходит зарождение ка­мерного чугунного литья. К концу 50-х годов художественное чугунное литье отмечено замечательными достижениями как в области монумен­тальной скульптуры, так и в области станковой. Оно было способно ре­шить самые сложные художественные и технические задачи. Это обеспечило его исключительный расцвет во второй половине XIX в., связанный с Каслинским заводом и знаменовавший высшую точку подъема всего русского художественного чугунного литья.

Художественное оружие из сварочного булата

Изготовление художественного оружия из сварочного булата — «красного железа» — было известно в России еще в XVII в. Прекрасные образцы художественного оружия дали в XVIII в. знаменитые тульские мастера. Урал не был родоначальником русского украшенного холодного оружия, но стал продолжателем его замечательных традиций.

Идея о создании специального центра по изготовлению оружия на Урале родилась еще в XVIII в. Однако по разным причинам она тогда не была осуществлена. В начале XIX в., когда земли Европы сотрясал грохот наполеоновских войн, эта мысль вновь вызвала интерес. В 1814 г. началось строительство фабрики белого оружия в Златоусте. Для первых изделий златоустовской фабрики характерно влияние немецкого украшенного оружия, и в первую очередь Золингена. Вместе с тем уральские художники смело вводят в художественное оформление оружия не только орнаментальные мотивы, преобладавшие у немецких оружейников, но и сюжетные сцены. В этом отношении они выступили подлинными новаторами, что было замечено уже современниками.

Значительное место в искусстве граверов Златоуста заняли батальные сцены. Пристальное внимание к военно-патриотическим темам было связано с 10- и 50-летием Отечественной войны 1812 г. Примечательно, что изображение военных сцен лишено всякой аллегоричности и символики и носит реалистический характер, что заметно выделяет златоустовскую гравюру в тогдашнем русском искусстве.

В 30-40-е годы происходят заметные стилистические изменения: типичным становится стремление к чистой поверхности булатного клинка, в 40-60-е годы господствующее положение заняла художественная насечка.

На Златоустовской фабрике работали замечательные мастера-умельцы, народные художники. Выдающимся гравером был И. Бушуев, с именем которого связано формирование принципов художественного оформления оружия в Златоусте.