Общественная жизнь 80-х

Новое руководство во главе с Л. И. Брежневым, взяв курс на восстановление централизованного руководства стра­ной, притормозило процесс демократизации общест­ва. В частности, XXIII съезд (1966 г.) отменил в Ус­таве партии, принятом на XXII съезде, § 25, опреде­ляющий обязательную норму обновления руководя­щих органов партии. Замедление притока свежих сил в руководство партии явилось фактором утверждения в последующие годы застойных явлений в кадровом корпусе страны. Выбранные после съезда первые секретари Курганского, Удмуртского обкомов партии «задержались» на своих постах более двадцати лет. Начинает быстро формироваться местная партийно­хозяйственная номенклатура.

В условиях кадрового застоя создается закрытый для посторонних «свой круг», в котором складывается ощущение собственной исключительности, пренебре­жительное отношение к нравственным ценностям, к простым людям. В идеологии 70-х голов получает распространение тезис о династиях: рабочих, колхозников, учителей, что наталкивает на мысль о семейной преемственности партийно-государственных чиновни­ков. Одновременно в обществе возникает система распределения материальных благ для номенклатуры руководящих работников и всех остальных.

В этой ситуации падает авторитет органов власти, население теряет веру в идеалы коммунизма. Стано­вится формальным участие трудящихся в обществен­ных объединениях: народных дружинах, общественно­конструкторских бюро и др. В то же время партийно­государственная номенклатура неустанно работает над созданием показного благополучия в обществе. На бумаге множится число участников социалистического соревнования. Если в 1966 году в соревновании участвовало 86 % всех рабочих и служащих Урала, то в 1981 — 92,5 %.

Падает авторитет органов власти.

Религия

В 60-80-е годы давление на верующих вновь усилилось, приобретая более административный характер. В марте 1961 г. вышло постановление «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах», в сентябре 1981 г. — «Об усилении атеистического воспитания». Стало невозможным созывать без разрешения государственных органов религиозные съезды, открывать духовные учебные заведения, издавать религиозную литературу. С начала 60-х годов идет сокращение количества церквей. В 1975 г. в Свердловске была взорвана церковь Вознесения Христова, в здании которой в 60-х годах был размещен склад насосного завода. Только за 1981 -1984 годы в бывших соборах и церквах Екатеринбургской епархии было размещено 8 музеев.

Несмотря на трудные условия, религиозные конфессии занимались активной благотворительной деятельностью. Ежегодно Пермская епархия сдавала в Фонд мира четвертую часть своих доходов. В 1981 г. почетными грамотами областного комитета защиты мира были награждены церковные советы 9 церквей Пермской области, а председателя Совета кафедрального собора И. Ф. Байдарова наградили значком активиста Советского фонда мира и почетной грамотой правления фонда.

Давление на верующих все больше приобретает административную направленность.

КУЛЬТУРА

Образование

Рубеж 70-х годов ознаменован завершением восьмилетнего всеобуча и переходом к всеобщему среднему. В середине 80-х годов на Урале в 10 тыс. общеобразовательных школ всех видов обучалось более 3 млн человек.

Осуществлялась широкая программа расширения сети профессионально-технических училищ. На многих крупных предприятиях и стройках выпускники ПТУ составляли 80-90 % от числа работающих.

Появились техникумы нового типа, создание которых позволило в значительной степени приблизить учебный процесс к производству — Свердловский механический техникум, совхоз-техникум в Красноуфимске. С 1970 г. ведется подготовка специалистов в Белоярском энергетическом техникуме. Всего к концу 80-х годов на Урале работало 395 техникумов.

Получили дальнейшее развитие вузы. Было покончено с необоснованным расширением системы вечернего и заочного образования. Рост масштабов промышленного и жилищного строительства в регионе требовал расширить подготовку специалистов в области строительства и архитектуры.

В 1972 г. Уральский филиал Московского архитектурного института был реорганизован в Свердловский архитектурный институт, который стал вторым в стране специализированным вузом данного профиля. Расширяется сеть экономических и гуманитарных вузов. Были открыты Свердловский институт народного хозяйства (1966), Челябинский (1968), Пермский (1975) государственные институты культуры. Уфимский институт искусств (1983), Театральный институт в Свердловске (1985), Челябинский институт физкультуры (1975). В 1979 г. в Свердловске начал работу первый в стране инженерно-педагогический институт, ориентированный на подготовку кадров для профессионально-технической школы. В 1985 г. на Урале действовало 57 вузов.

Наука

В марте 1971 г. на базе Уральского филиала Академии наук в Свердловске был создан Уральский научный центр. На него было возложено развитие фундаментальных исследований в области естествознания и общественных наук; разработка научных проблем, способствующих усилению развития экономики и производительных сил Урала; подготовка квалифицированных научных кадров.

Учреждения центра создавались также в Перми, Челябинске, Кургане, Оренбурге, Ижевске. В 1971 г. был организован Отдел физики полимеров в Перми. В 1977 г. начал действовать Отдел физики металлов в Ижевске. В 1979 г. в составе Института металлургии организован Отдел комплексных проблем машиностроения и лаборатория порошковой металлургии. При Институте экономики создан отдел истории. Начала работу Белоярская биостанция Института экологии растений и животных. В 1980 г. Пермский отдел физики полимеров был преобразован в Институт механики сплошных сред.

Постановлением правительства в 1987 г. Уральский научный центр АН СССР был преобразован в Уральское отделение АН СССР.

Театр

Над пополнением репертуара работали уральские театры. Стремление к масштабным постановкам выразилось в постановке спектаклей «Миндаугас» Ю. Марцинкявичуса, «Власть тьмы» Л. Толстого, «У времени в плену» Л. Штейна, «Гнездо глухаря» В. Розова, «Революционный этюд» М. Шатрова. В 1977 г. Свердловскому драматическому театру было присвоено звание Академического. Такой же чести был удостоен Свердловский театр оперы и балета в 1966 г. Под руководством главного дирижера К. Тихонова и главного режиссера М. Минского театр создал ряд удачных спектаклей классического репертуара: «Хованщину» М. Мусоргского и «Опричника» П. Чайковского, поставил советские оперы «Оптимистическая трагедия» А. Холминова, «Бравого солдата Швейка» А. Спадавеккиа, балет «Спартак» А. Хачатуряна. В 70-е годы в театре было поставлено более 20 опер и балетов советских композиторов.

Высокий творческий уровень оперной и балетной труппы обеспечивали народные артисты РСФСР М. Владимирова, Е. Гускина, Н. Голышев, О. Плетенко, заслуженные артисты РСФСР Л. Воробьева, Л. Громыко, С. Зализняк, Н. Иванова, В. Огновенко, Н. Остапенко, О. Соловьева, А. Федоров и др.

Плодотворно работали Башкирский и Пермский театры оперы и балета.

Продолжала работу Свердловская киностудия, ежегодно выпускавшая в 80-е годы 50 научно-популярных и документальных фильмов, 48 номеров киножурналов, до 10 фильмов общеэкранных и телевизионных. Признание получили картины А. Стремякова «Урал. Металл. Наука» (Государственная премия РСФСР, 1980), фильмы Я. Лапшина «Угрюм-река», «Демидовы», «Приваловские миллионы», В. Георгиева «Сильные духом». Только за 1975-1980 годы свердловскими кинематографами было создано 34 художественных фильма — это почти столько же, сколько за всю историю студии.

В театрах предпочтение отдается масштабным постановкам.   На Урале продолжалось интенсивное дома строительство учреждений культуры.

Музеи, дома культуры   

Количество музеев в Башкирии увеличилось с 7 до 13, в Оренбургской области с 5 до 11, в Удмуртии с 3 до 5.

На Урале действовала разветвленная сеть сельских клубов. С середины 60-х годов активно внедрялись новые типы клубных учреждений — автоклубы. Особенно большую роль они играли в целинных и северных районах. Позднее в 70-е годы промышленные предприятия городов в рамках шефства стали создавать клубы-спутники на селе. На базе Дворца культуры Уралмашзавода было подготовлено 50 руководителей сельской художественной самодеятельности.

Важным направлением клубной работы стало развитие художественной самодеятельности: традиционные музыкальные фестивали «Уральские самоцветы» в Нижнем Тагиле, праздники песни в Челябинске, знаменитые на всю страну фестивали музыкального искусства для детей и юношества в Перми, организованные с 1978 г. по предложению композитора Д. Кабалевского.

По количеству театральных музыкальных самодеятельных коллективов первое место среди республик и областей Урала и одно из первых в Российской Федерации занимала Свердловская область.

Идет интенсивное строительство учреждений культуры.

Литература

Основным персонажем в литературе стал «герой-современник». На областном собрании писателей в Челябинске (1967 г.) были отмечены романы М. Гроссмана «Камень-обманка» о гражданской войне на Урале и в Сибири, А. Дементьева «Огни в долине» и повесть М. Аношкина «Боевое задание» о советских разведчиках.

В феврале 1969 г. в Свердловске состоялось Всеуральское совещание литераторов на тему «Рабочий класс и литература». Проводились встречи, в ходе которых обсуждались пути сближения литературы с жизнью, вопросы творческой активности, анализировалось состояние духовного климата в писательских организациях. Внимание литераторов было привлечено к героическим страницам истории. Выходят в свет художественные рассказы и повести: «Дело» Ю. Хазановича о первом красном директоре ВИЗа, роман О. Марковой об И. М. Малышеве «Кликун-камень», трилогия Н. Поповой «Заре навстречу», «Дело чести», «Верность». Одним из самых знаменитых произведений о Великой Отечественной войне стал роман И. Акулова «Крещение» (1969-1975). Большой популярностью на Урале пользовалось повествование Я. Резника «Сотворение брони» (1982) о конструкторах танка Т-34.

Писатели-уральцы продолжали занимать почетное место в развитии литературы для детей. Крупными детскими писателями являлись В. Крапивин, Б. Рябинин.

Пьеса Г. Бокарева «Сталевары» была удостоена первой премии на всесоюзном фестивале драматургии и театрального искусства народов СССР, на котором было представлено около 300 пьес. Базой развития самобытной уральской литературы стало Пермское книжное издательство, ежегодно выпускавшее около 80 наименований книг, общий тираж которых в начале 80-х годов составил 3,5 млн экземпляров.

Основным персонажем в литературе стал «герой-современник».

Изобразительное искусство

Усилилось внимание к монументальной  пропаганде. В память 400-летия присо единения Башкирии к России в 1965 г. в Уфе был открыт Монумент Дружбы (скульптор М. Ф. Батурин, архитектор И. Б. Кутырев). Монументальные и прикладные работы, связанные с революционной историей Удмуртии, создаются В. П. Мазеиным, А. Г. Плешковым, Б. К. Волковым, В. А. Табах.

Для развития изобразительного искусства большое значение имели художественные выставки «Урал социалистический», раз в несколько лет проходившие поочередно в крупных городах Урала. В Перми в 1967 г. открылась вторая зональная выставка, где было представлено 1430 произведений 350 художников 7 областей и автономных республик Урала. Теме Великой Отечественной войны, труда посвящались работы Е. Широкова «Хлеб фронту», И. Симонова «Качканарцы», А. и В. Мотовиловых «На защиту Урала».

Третья зональная выставка, открывшаяся в 1969 г. в Челябинске, ежедневно собирала до 4 тысяч посетителей. Значительность замысла в работе — четырех скульптурах-символах («Пробуждение», «Узник», «Знаменосец», «Октябрь») отмечалась у Л. Головницкого. Свердловчанин Е. Гудин представил картины-пейзажи. Успешно выполнил портрет писателя В. Астафьева художник Е. Широков и сталевара В. В. Агеева — В. Зинов.

В 70-е годы, работая по системе социального заказа, художники Пермской области разъехались по сельским районам. Результатом укрепления связи искусства с сельским хозяйством стала выставка 87 авторов «Сельское Прикамье».

На очередной выставке «Урал социалистический», проходившей в 1985 г. в Свердловске, была представлена портретная серия картин-размышлений о духовном мире современника Е. Широкова. Индустриальный край воспевали В. Мальцев, А. Тумбасов, И. Борисов. Одним из ведущих живописцев Башкирии П. П. Салмасовым были представлены картины «Весна», «Завтра — праздник».

Традиционными стали художественные выставки «Урал социалистический».

Музыка

Правление Союза композиторов РСФСР в 1966 г. приняло решение о создании Уральского отделения Союза композиторов. Это стало событием в культурной жизни Урала, так как в Перми, Оренбурге действовали только небольшие композиторские группы, а в Челябинске вообще не было членов Союза композиторов.

Тематический и жанровый круг творчества уральских композиторов, особенно молодых, расширился. В. Биберган написал оригинальную «Променад-сюиту», музыку к ряду кинофильмов, В. Кобекин — серию камерных опер. Прозвучали «Уральская сюита» С. Сироткина, пьесы для народных инструментов и обработка фольклорных мелодий А. Бызова, М. Кесаревой.

Большую концертно-просветительскую деятельность вели Удмуртская и Свердловская филармонии. Самый большой коллектив Свердловской филармонии — симфонический оркестр — успешно работал в 70-е годы под управлением представителя молодого поколения музыкантов Валентина Кожина.

На базе филармонии успешно работал Уральский государственный народный хор. Систематически выезжая в экспедиции для изучения богатств уральского фольклора, они пополняли свой репертуар.