Развитие уральского декоративно-прикладного искусства

Одним из основных направлений развития русского изоб­разительного искусства на Урале являлась иконопись. На­ряду со строгановской школой, с конца XVII в. широкую известность получила школа иконописания, возникшая в Туринске. Талантливым изографам (живописцам) Хлынова принадлежит серия икон, посвященная Трифону Вятско­му. В Соликамском Вознесенском монастыре существова­ла художественная мастерская. Замечательный соликам­ский мастер XVII века Федор Евтихиевич Зубов был пригла­шён в 1662 году в иконный цех Оружейной палаты в Москве.

Развивалось на Урале и декоративно-прикладное ис­кусство: в Вятке — дымковская глиняная игрушка, пле­тение, резьба по дереву, кружевной промысел; в Слобод­ском, где в конце XVII в. работал литейщик Трифон Каркин, — отливание колоколов; в Туринске — изготовление резных шкатулок, погребцов, расписных подносов. Благодаря развитию керамического производства, центрами которого были строгановский Орел-городок и Соликамск, уральские храмы и городские здания украшались искусно изготовленными изразцами.

Города Урала, возникавшие как военно-административные, торгово-ремесленные и религиозные центры (Чердынь, Уфа, Верхотурье, Кунгур) или как поселения при соляных промыслах (Соликамск, Усолье), имели и соответствующий архитектурный облик.

Первоначально в городовом и храмовом строительстве Урала господствовали традиции северорусского деревянного зодчества. О значительных успехах уральских мастеров свидетельствует чудом сохранившееся до нашего времени самое раннее крепостное сооружение Вятского края, памятник военной и культовой деревянной архитектуры начала XVII в. — крепостная проезжая башня с надвратной часовней Михаила Архангела, некогда принадлежавшая Слободскому Благовещенскому монастырю. Одной из древнейших деревянных построек на Урале является Богородицкая церковь 1617 году, до сих пор стоящая в старинном чердынском селе Пянтег. Ее основу составляет шестигранный сруб, возможно, служивший прежде сторожевой башней, построенной на рубеже XV-XV) вв. В чердынском селе Редикор сохранилась деревянная восьми гранная часовня XVII века.

Из недошедших до нас позднесредневековых деревянных построек, созданных на Урале, были настоящие шедевры, к примеру уникальная по форме проезжая острожная башня в Туринске, которая по праву считалась вершиной урало-сибирского деревянного зодчества.

В XVII в. в крупнейших западноуральских монастырях — Чердынском Иоанно-Богословском и Пыскорском Спасо-Преображенском — появились первые каменные храмы. Знамениты сохранившиеся до сих пор монументальные каменные постройки в жилой зоне Соликамска, включающие воеводский дом, несколько соборов и церквей. Архитектура Соликамских храмов причудливо соединила в себе приемы московского каменного зодчества XVII в. с традициями, восходящими к местным деревянным формам более раннего времени.

Первые каменные здания в Хлынове — кафедральный собор и архиерейские палаты — были построены по заказу архиепископа Вятского и Великопермского Ионы Баранова в 1676-1683 гг. Третья каменная постройка на Вятке — Успенский собор Трифонова монастыря — был заложен в 1684 г. и освящен в 1689 г. Чуть позже здесь же появилась Никольская надвратная церковь. На территории бывшего Хлыновского кремля до нашего времени сохранилась каменная Спасо-Преображенская церковь, освященная в 1696 г. и принадлежавшая некогда одноименному девичьему монастырю. Построена она была хлыновской артелью Ивана Никонова. Этими же мастерами на рубеже XVII- XVIII веках были воздвигнуты в Хлынове каменные Спасский и Богоявленский соборы и Воскресенская церковь.

С 1689 г. присланной из Москвы артелью Тимофея Гусева велось сооружение каменных зданий Верхотурского кремля. К началу XVIII в. здесь были построены казенные амбары, приказная палата и воеводский дом.

Особенности уральского быта

Русские переселенцы, пришедшие на Урал преимущественно из Поморья, принесли с собой и соответствующие культурно-бытовые традиции: поселения располагались по берегам рек и озер, городские и деревенские усадьбы представляли собой комплексы жилых и хозяйственных построек, рубленных из бревен. Дома ставили на возвышенных местах с окнами на восток. Они состояли из собственно избы, сеней и клети или горницы. Усадьбы огораживались. На Среднем Урале и в Зауралье дворы обычно делали крытыми.

В одежде и обуви уральцы использовали материалы собственного изготовления (холст, кожу, овчину) и покупные ткани, в том числе различные сукна, камку, атлас, бархат. Горожане охотно приобретали и готовые изделия. Мужчины носили длинные (до колен) рубахи-косоворотки и штаны- порты, поверх надевали зипуны и кафтаны. Женщины носили рубахи длиной в пол. Кроме традиционных сарафанов и передников в XVII веке среди горожанок стали применяться юбки. Женской верхней одеждой были длинная распашная телогрея со множеством пуговиц, шугай, напоминавший обычную кофту, и безрукавка-душегрейка.

Зимой мужчины и женщины ходили в шубах — как нагольных, так и крытых тканью. Более богатые люди шили их из соболя, бобра или лисы, остальные обходились шубами из овчины или недорогого меха. На севере предпочитали использовать заячий, песцовый или беличий мех, а также носили малицы и парки из оленьих шкур — одежду коренных жителей.

Одежду (особенно женские праздничные сарафаны) украшали лентами, вышивкой и обязательно подпоясывались — не только из практических соображений. но и в силу сакрально-магических свойств, приписываемых поясам.

Женские головные уборы отличались большим разнообразием — от девичьих налобных повязок и венцов до кокошников, чепцов, убрусов и платков замужних женщин. Мужчины носили войлочные и овчинные шапки, меховые треухи и малахаи. Зимой русское население надевало валенки, а в остальное время года — кожаную обувь (коты, бахилы без каблуков, башмаки, чеботы). У приуральских крестьян были распространены и лапти.

В пище уральцев преобладали мучные и крупяные блюда — хлеб, пироги, оладьи, блины, калачи, пряники, толокно из овсяной муки, разнообразные каши. Большое значение имели мясные, рыбные и молочные продукты. Готовились щи с капустой, мясные и рыбные супы, студни. Мясо и рыбу варили, жарили, коптили, солили, вялили, сушили. В ходу были блюда из рыбной икры. Дополняли стол свежие и соленые овощи, а также лесные дары — грибы, ягоды, орехи и т. п. Из напитков уральцы предпочитали квас, пиво, мед вареный и ставленный, всевозможные настойки и наливки, кисели, а с XVII века и чай, ввозимый из Средней Азии и Китая. Пили и водку, на производство и торговлю которой была объявлена государственная монополия.

Посуда в основном была деревянной и глиняной. Горожане пользовались также привозной оловянной посудой, а местная знать и богачи — золотой и серебряной. В ходу была кухонная утварь из меди и железа — котлы, тазы, сковороды, ендовы, кувшины и др.

Среди увлечений уральцев, особенно в городе, была игра в карты и кости. Весной и летом в праздничные дни молодежь каталась на качелях, водила хороводы, в купальские ночи прыгала через костры. На Рождество и Богоявление в городах и деревнях происходили колядования с ряжеными, розыгрышами, пением, игрой на гуслях, домрах, волынках, девушки гадали о своих суженых, бродячие скоморохи на потеху зрителям устраивали медвежьи и собачьи пляски и прочие. С этими проявлениями язычества церковные власти безуспешно пытались бороться.

Среди русского населения Урала преобладали небольшие семьи, состоявшие из родителей и их детей. Существовали также и большие неразделенные семьи, которым легче было вести многоотраслевое хозяйство.

Словарик к статье

Клеть — неотапливаемая часть избы, место для хранения различного имущества.

Горница — парадное помещение для гостей.

Камка — шелковая ткань с узорами.

Зипун— крестьянская верхняя одежда в виде кафтана из толстого сермяжного домотканого сукна, надеваемая поверх рубахи, как правило, в непогоду.

Кафтан-старинная верхняя одежда с глубоким запахом и длинными рукавами.

Малица — мужская одежда ненцев и части ханты и коми (оленеводов) в виде, длинной без разрезов рубахи с капюшоном, шилась из оленьих шкур мехом внутрь.

Сакрально-магические свойства — священные свойства, относящиеся к религиозному культу и ритуалу.

Кокошник— старинный русский головной убор замужних женщин (главным образом в северных областях), в основном праздничный — на твердой основе в виде гребня.

Убрус — фата.

Треух — зимний головной убор.

Малахай — верхняя одежда, широкий, без пояса кафтан.

Коты — кожаная обувь не выше щиколотки.

Бахилы— кожаная обувь с голенищами до колен.

Ендова — большая металлическая открытая посуда для вина, пива, меда.

Пелена — кусок ткани, в который что-либо заворачивалось.

Покров — покрывало.