Иконостас Ермака Тимофеевича
Никакое дело на Руси не начиналось без предварительного обращения к иконе, к Богу, через иконописное изображение. Столь важная акция – покорение Сибири – разумеется, не могло быть в этом смысле исключением. Известно, что у Ермака в походе был переносной иконостас, точнее деисусный чин. Нечто вроде передвижной часовни. Деисус – важнейшая часть иконостаса, представляет собой фиксированную каноном последовательность икон.
По центру основная икона «Спас в силах», часто данный образ и по размеру больше прочих, что подчёркивает особую значимость. По сторонам от Спасителя расположены Иоанн Предтеча и Дева Мария, за ними архангелы, апостолы и святые. Установленный порядок не изменялся даже в художественных традициях, отмеченных крайней степенью специфичности.
В иконостасе, который принадлежал Ермаку, вместо образов архангелов Гавриила и Михаила поставлены иконы Св. Николая Мирликийского Чудотворца и Дмитрия Солунского.
Св. Дмитрий вполне заслуженно пользовался уважением Ермака «со товарищи». В день памяти святого воина была одержана решающая победа над войсками хана Кучума – 25 октября 1582 года. Вообще говоря, Дмитрий Солунский считается ещё плюс ко всему покровителем великокняжеского рода. Однако, вряд ли такой статус мог стать причиной особого отношения в маргинализованной среде покорителей Сибирского царства. Скорее даже наоборот, тем более что власть Ивана IV на Ермака распространялась весьма условно.
Из любого даже наиболее популярно составленного источника легко усваивается факт – Св. Николай был одним из наиболее почитаемых святых на Руси. Нужно только внести некоторые уточнения. Какова «сфера ответственности» Св. Николая в понятиях народного сознания прошедших веков? Такую информацию к сверхсекретной не отнесёшь. Ответ в общем обычный – моряки, путешественники, переселенцы и далее в этом же духе.
Рассматривая ситуацию через призму таких сведений, всё становится на свои места. Сделав небольшой хронологический шаг, легко убедимся: с усилением колонизационного движения значение Св. Николая в массах растёт.
Хотя поход Ермака все-таки военная акция, а не чисто колонизационная, миссионерская или переселенческая.
А так, Николай Угодник был, как правило, первым святым, с которым встречались аборигены. Уже позднее этнографы фиксировали всякого рода уникальные факты, как, например, «Саган Убукгун» (по-якутски – седой или белый старик) — якутская интерпритация Св. Николая, или вот записанное краеведами свидетельство: «…святой человек Никола самоедам шибко помогает…». Ну, якуты хотя бы православные, а вот о самоедах, например, в энциклопедии этносов сведения следующие:
«Большинство ненцев (они же самоеды) являются анимистами. В начале XIX века были сделаны первые попытки приобщить ненцев к христианскому вероучению. Специальная миссия архангелогородского архимандрита Вениамина осуществляла крещение ненцев… В кон. XIX – нач. XX вв. миссионеры Тобольской духовной консистории пытались приобщить к христианству ненцев. Но большая часть ненцев …сохранили анимистические представления».
Подумать только, язычники и сейчас, и тогда, а вот «…Никола шибко… помогает…».
Есть и другой подход к рассмотрению данной проблематики. Святой Никола особенно чтим на севере европейской части России. Современная территория Архангельской, Вологодской областей и Карелии были своего рода Сибирью до Сибири. Имеется в виду, что точно так же русский север был колонизован, освоен, русифицирован. Как раз там вспыхивает культ Св. Николая с особенной яркостью. В так называемых северных письмах его образ отлично разработан. Наверно, логика, в принципе, дублируется – святой покровитель переселенцев помог успешно закрепиться на новых территориях до берега Белого моря, проверенный помощник не оставит и в следующей аналогичной ситуации, каковой стало переселение за Урал. Значительная доля первых переселенцев была из вышеупомянутых северных регионов.