Пролетарская подпольная журналистика на Урале

В середине 90-х годов Россия вступила в пролетарский период освобо­дительного движения. Пролетарская подпольная журналистика на Урале заявила о себе рукописными листовками, выпушенными революционным рабочим кружком А. С. Тютева в 1897 г. во время забастовки на Злато­устовском казенном заводе («К рабочим большой прокатной», «Товарищи рабочие большой прокатной» и др.). Известна листовка, напечатанная на гектографе челябинским революционным кружком, «К рабочим, уволен­ным с Нижнетагильских заводов» (октябрь 1897 г.) и воззвание «К рабо­чим Златоустовского, Ситкинского и Гусинского заводов». Все они носили экономический характер.

Дальнейшее развитие листковой литературы главной формы печати рабочего класса на заре се возникновения, связано с деятельностью марк­систских кружков.

Екатеринбургская социал-демократическая группа в 1898-1899 гг. на­печатала на гектографе прокламации «Товарищи!», «1 Мая», «К сысертским рабочим», «К рабочим Злоказовской фабрики», «К рабочим Урала». Листовки носили политический характер, они повышали классовое само­сознание рабочих, поднимали народ на борьбу с самодержавием и капита­лизмом. Пермская «Группа борьбы за освобождение рабочего класса» летом 1898 г. напечатала на мимеографе прокламацию с призывом к же­лезнодорожным рабочим бастовать в ответ на незаконные вычеты из их зарплаты.

Тогда же, в 1898 г., была создана на Урале социал-демократическая типография на золотом прииске близ станции Бишкиль, которая сумела выпустить прокламацию и сборник статей «Пролетарская борьба». Авторами статей сборника были самарские «экономисты».

В 90-е годы среди учащейся молодежи появились первые в крае рукописные марксистские журналы. Так, в конце 90-х годов рукописные «Опыт» и «Досуг» издавали участники марксистского кружка в Кунгурском техническом училище.

Таким образом, с зарождением социал-демократического движения на Урале связано и возникновение марксистской журналистики.

Большой шаг вперед в пореформенный период сделала уральская литература. В период промышленного капитализма на Урале появились крупные писатели. В 1864 г. в некрасовском журнале «Современник» печатался Федор Михайлович Решетников (1841 1871), повесть которого «Подлиповцы» поразила многих своей правдивостью. Писатель отобразил первые шаги рабочего класса, рекрутировавшегося из разоряемых крестьян, показал прогрессивную роль новых капиталистических общественных отношений, создавших подвижность населения, отметил возрастание у трудящихся чувства собственного достоинства.

В 1866-1868 гг. Решетников написал романы из жизни рабочих, публиковавшиеся в «Современнике», «Деле», «Отечественных записках». Два из них из-за цензурных запретов не были закончены: «Горнорабочие», где была показана жизнь рабочих крепостнического времени, и «Глумовы», в котором отразились восприятие «свободы» уральскими рабочими, их обманутые ожидания, волнения, вызванные крепостническими способами осуществления реформы 1861 г.

В романе «Где лучше?» те же рабочие изображались в пореформенный период. Его герои встречаются с новыми формами эксплуатации, характерными для капитализма, покидают насиженные места и вливаются в ряды пролетариев, бродящих по России, а затем входят в состав столичного рабочего класса. Этапы скитаний героев — ступени все большего приближения их к рабочей солидарности, к пониманию того, что поиски места, где живется лучше мастеровому, ни к чему не приводят. Их ждут издевательства, жалкое существование, полное борьбы за то, чтобы не погибнуть совсем.

Во всех романах Решетникова гнетуще мрачные картины жизни трудящихся всегда соседствуют с активностью страстного стремления жить лучше и при этом быть лучше. Эта сторона произведений писателя не может не восприниматься читателями как оптимистическое утверждение возможностей другой жизни. Рабочие у Решетникова еще не знают, как можно лучше устроить жизнь, но все они устремлены вперед, к поиску ответа.

Решетников стал первооткрывателем темы рабочего класса в русской литературе не случайно. Сын почтальона, он родился в центре рабочего края, Екатеринбурге. Отец его, тоже сын почтальона, был родом из Нижнего Тагила, как и дядя, у которого воспитывался будущий писатель. Работа в Екатеринбургском суде, где Решетников ведал делами, касающимися имущественных споров между мастеровыми и заводчиками, знакомство с мастеровыми Монетного двора, посещения Нижнего Тагила, где один из его двоюродных братьев был рабочим, дали писателю доподлинное знание нужд, интересов, мыслей и желаний трудящихся.

Как крупный писатель-реалист Решетников сформировался на промышленном Урале. Он не только ввел рабочего в русский роман, но, рассказывая о его жизни, раскрывал самый механизм социального бытия рабочих, формирование в рабочем классе пролетарских качеств.

Близкой по характеру творчества к Ф. М. Решетникову была А. А. Кирпищикова (1838- 1927). Уроженка Полазнинского завода на Каме, дочь крепостного служителя, сама получившая «волю» уже будучи взрослой женщиной, она вошла в ряды демократических писателей, отстаивавших свободу народа. Первый ее рассказ «Антип Григорьевич Мережин» был напечатан в первом номере журнала «Современник» за 1865 г. вслед за дебютом в этом журнале Решетникова. Напечатав там же рассказ «Порченая», а в 1867 г. повесть «Как жили в Куморе» уже в «Отечественных записках», Кирпищикова почти на десять лет оторвалась от литературы, вынужденная поддерживать существование семьи шитьем. Только в 1876 г. ее произведения снова появились на страницах «Отечественных записок», где были напечатаны две части ее автобиографической трилогии: «Прошлое» и «Недавнее». Третья часть «Двадцать пять лет назад» была возвращена Салтыковым-Щедриным, так как ее нельзя было опубликовать по цензурным условиям. Только в 1889 г. она увидела свет.

В поселке Висимо-Шайтанского завода, входившего в Нижнетагильский заводской округ, родился писатель-реалист Д. Н. Мамин, писавший под псевдонимом Д. Сибиряк (1852-1912). Большевистская «Правда» 3 ноября 1912 г. писала о нем, как о талантливом, сердечном писателе, под пером которого «оживала целая эпоха шествия капитала, алчного и хищного, не знавшего удержу ни в чем». Газета советовала всем, кто хочет познать историю существующих отношений на Урале, читать произведения Мамина-Сибиряка. Для Горького Мамин-Сибиряк был «писателем воистину русским», «ибо он помог понять и полюбить русский народ, русский язык». Талант его, как считал Горький, был «всюду крупен и ярок».

Все крупные художественные достижения Мамина-Сибиряка связаны с уральской тематикой. В. И. Ленин в книге «Развитие капитализма в Росии», сославшись на очерк Мамина-Сибиряка «Бойцы», дал развернутую характеристику некоторых существенных сторон его творчества.

«В произведениях этого писателя,- отмечал В. И. Ленин,- рельефно выступает особый быт Урала, близкий к дореформенному, с бесправием, темнотой и приниженностью привязанного к заводам населения, с «добросовестным ребяческим развратом» «господ», с отсутствием того среднего слоя людей (разночинцев, интеллигенции), который так характерен для капиталистического развития всех стран, не исключая и России».

В его «Уральских рассказах» и романах «Приваловские миллионы», «Горное гнездо», «Дикое счастье», «Три конца», «Золото», «Хлеб» читатели открывали для себя Урал со своеобразием жизненных типажей, порождаемых особенностями быта горных заводов, золотых приисков, хлебного Приуралья. Главной темой социальных романов Мамина-Сибиряка было развитие капиталистических отношений на Урале, столь своеобразно переплетавшихся с пережитками крепостничества. Эта же тема во всех ее деталях привлекла внимание Мамина-Сибиряка как публициста•

Мамин-Сибиряк любил Урал, хорошо знал его. В его наследии очерки и рассказы, посвященные платиновым приискам Висима, золотым приискам Невьянска, Берёзовска, заводским делам Тагила, Кушвы, камнерезному искусству мраморских горщиков, чусовским сплавщикам. Ему принадлежат также статьи об историческом прошлом Урала, в которых наряду с научными данными писатель использует историческую память народа.

С громадной симпатией Мамин-Сибиряк относился к угнетенным национальностям Урала. Он создал поэтические образы башкирских народных певцов, первый исторический очерк о взаимных отношениях русских и башкирских трудящихся, о зловещей роли в этих отношениях алчных «пришлых» людей и старшинской верхушки башкир. Ему принадлежит опыт первого очерка о мансийцах, до сих пор не напечатанного.

Во всем творчестве Мамина-Сибиряка отражается оценка действительности с точки зрения уральских трудящихся, трезвость взглядов рабочих крупных капиталистических предприятий. Вместе с тем особенности исторического развития Урала порождали незрелость, патриархальность взглядов трудящихся, что также отразилось в его творчестве. Отсюда и наивное доверие «к голосам самой жизни», сложные опенки ее путем выставления различных точек зрения. Вывод должен сделать сам читатель, хотя сочувствие к тем, кто трудится, общая демократическая линия писателем никогда не скрывались за безразличным повествованием.

Современником Мамина-Сибиряка был талантливый, рано скончавшийся М. В. Малахов (1852- 1885). В его очерках «Около золота и меди», «На золотом прииске» даны картины жизни и труда рабочих северных приисков. Эпиграфом к очерку «На золотом прииске» стала народная поговорка: «Золото моем, сами голосом воем». В очерках хорошо передана народная оценка приисковой жизни «около золота» — в бедности, бесправии, без надежд на будущее. Колорит очерков мрачен. Если Мамин-Сибиряк вскрывал громадные духовные возможности, таящиеся в народе, способном своим трудом покорять природу, то Малахов стремился обратить внимание на тяжесть и безысходность положения рабочих, вызвать к ним сочувствие.

Развитие периодической печати в Екатеринбурге способствовало формированию новых писательских сил.

Редактором «Екатеринбургской недели» с 1886 г. был Петр Николаевич Галин (1835 — 1908). Он выступал как фельетонист и был, по словам П. П. Бажова, популярен среди рабочих, которые принимали фельетонную развязность за подлинную силу критики. Впрочем, известную роль в соблюдении буржуазных прав, в том числе и прав рабочих, эти фельетоны сыграли. Галин печатал также очерки, рассказы. Собранные в отдельной книге в 1887 г. они привлекли внимание В. Г. Короленко, откликнувшегося на сборник «Рассказы и очерки» Галина доброжелательной рецензией. В. Г. Короленко отмстил умение писателя наблюдать, его способность показать колорит местности, выразить задушевные чувства. Вместе с тем он верно заметил и основной недостаток таких рассказов Галина, как «Мандолината», где случайность играет решающую роль в судьбе человека.

Близким другом Мамина-Сибиряка был другой прозаик 80-х годов — Николай Владимирович Казанцев (1849-1904). Человек интересной биографии, организовавший в 70-е годы коммуну земледельцев около Петропавловска, он рано был прикован к постели тяжелой болезнью. Уже больной, Казанцев начал печататься как в местной, так и в столичной прессе. В 1898 г. им был выпущен в Екатеринбурге сборник психологических рассказов на моральные темы. Предисловие к книге написал Д. Н. Мамин-Сибиряк, горячо рекомендовавший автора читателям. Перу Казанцева принадлежит также несколько пьес, в которых развивались эти же темы («Всякому свое», «На своих местах», «По рассеянности», «Старое ЧУВСТВО живуче» и др.). Некоторые из них шли на столичной сцене.

В 80-е годы в «Екатеринбургской неделе» стали появляться стихотворения Е. С. Ушковой (1863-1938) и Ф. Ф. Филимонова (1862-1920). Ушкова, печатавшаяся также под фамилией мужа — Голова и матери — Гадмер, выступила на страницах газеты в 1882 г. В 1884 г. вышел первый сборник ее стихов. К открытию Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки был выпущен второй сборник. В них вошли стихотворения, написанные под сильным влиянием Надсона. Захваченная общим подъемом, который был определен в первую очередь пролетарским революционным движением, Ушкова писала горячо и взволнованно. Так, в «Песне кузнеца» выражены эмоции борьбы, вера в победу:

Стучи, мой молот, да сильней.

Не время уставать!

Железо пламени красней,

— Пора его ковать.

Ушкова (Гадмер) неплохо владела техникой стиха, умело строила стихотворения на образном параллелизме. В 1908 г. она уехала с Урала. В Москве и Петербурге вышел ряд ее книг, в том числе «Уральские легенды», в которую были включены поэтические сказания об известных на Урале местах — «Чертовом городище», «Семи братьях», шарташских «Каменных палатках».

С 1883 г. в «Екатеринбургской неделе» сотрудничал поэт Федор Федорович Филимонов. Он жил в Ирбите, куда был выслан из столицы, занимался адвокатской практикой и подписывал свои произведения псевдонимом «Гейне из Ирбита». В 1885 г. в Екатеринбурге вышла его книжка «Шутки и пародии Гейне из Ирбита».

Сатира Филимонова была направлена не только против угнетателей, но и высмеивала либеральную интеллигенцию, ее лицемерную «заботу» о народе (стихотворения «На пароходе», «Совет» и др.). В 1890 г. стихотворения Филимонова были изданы в Москве. В 90-е годы он переехал сначала в Тюмень, а затем в Красноярск, потеряв связи с Уралом.

В либерально-обличительном духе, используя традиционную образность гражданской поэзии 70-х годов, писали стихи Г. Попов, Л. Безродный (псевдоним Л. Катанского), М. Абрамова (жена Д. Н. Мамина-Сибиряка, в 1890-1891 гг. выступавшая на сцене Екатеринбургского театра).

В пермских газетах печатались стихотворения С. А. Ильина, А. Надинского, а также интересные очерки и рассказы Н. С. Наливина.

В Уфе жил П. И. Добротворский (1839-1908), оставивший заметный след как автор многих рассказов из жизни башкир, к которым он относился с уважением и любовью. Эти рассказы печатались в прогрессивных журналах и газетах.

Башкирская литература делала в эти годы лишь первые шаги. Она была представлена именами поэта М. Акмуллы (1831 — 1895) и М. Умитбаева (1841 — 1907), выражавших мысли и чувства простого народа. Стихи Акмуллы были известны в народе, но при жизни его было напечатано всего одно стихотворение. Сборник стихов М. Умитбаева также вышел уже после его смерти. В своей поэзии он отражал быт и идеалы народа, популяризировал русскую литературу среди коренного населения края.