Из истории

Выборные органы на Урале в конце XVIII века

Трудности в формировании выборных органов и должностей

В период правления Екатерины II было образовано большое количество разнообразных выборных органов и должностей. В первую очередь, эти органы формировались на местном уровне.

Так, например, в 1775 году была проведена крупнейшая реформа местного управления. Данная реформа проводилась на основании Учреждений для управления губерний Всероссийской Империи, принятых 7 ноября 1775 года. Этот документ предусматривал создание большого числа выборных органов. Данный нормативный акт, как справедливо отмечает исследователь XIX века К.Арсеньев, утвердил новый порядок в производстве дел по внутреннему или губернскому управлению.

Практически все коллегиальные уездные и губернские учреждения, введенные в 1775 году, по своему составу были выборными (назначались только председатели палат). Вообще все должности, учрежденные в 1775 году, можно поделить на:

  1. состоящие по назначению правительства;
  2. состоящие из правительственных чиновников и выборных от сословий;
  3. состоящие из выборных лиц.

В свою очередь, органы, состоящие из выборных лиц, и органы, в которых участвовали выборные лица, можно разделить на органы, формируемые дворянством, городским населением и сельскими жителями. В итоге этой реформы местное общество получило широкое участие в делах местного управления. Дворяне, горожане и даже люди низших сословий получили право принимать участие в деле суда, посылая своих выборных заседателей в суды своего сословия и в совестной суд. Кроме того, все сословия вместе посылали своих представителей в приказ общественного призрения.

Данным документом предусматривались следующие выборные должности:

  1. уездный предводитель дворянства, десять заседателей верхнего земского суда, два заседателя совестного суда, уездный (или окружной) судья и земской исправник (или капитан), два заседателя уездного суда, дворянские заседатели нижнего земского суда – выбирались дворянством каждого уезда каждые три года;
  2. городской глава, два бургомистра, четыре ратмана, шесть заседателей губернского магистрата, городские заседатели совестного суда, заседатели верхней и нижней расправ, нижнего земского суда и два члена совестного суда – выбирались городским обществом от каждого города, каждые три года старосты и судьи словесного суда – каждый год;
  3. заседатели верхней расправы, восемь заседателей нижней расправы, два заседателя совестного суда выбирались селениями также каждые три года.
Читать так же:  Горнозаводское население на Урале средины XIX века

Некоторые новые выборные должности предусматривала и «Грамота на права и выгоды городам Российской Империи». В частности, было установлено, что в городах должны избираться общие и шестигласные городские думы от всех категорий городского населения. Кроме того, различные выборные должности предусматривались и в некоторых других законодательных актах.

Постепенно после утверждения данных законодательных актов повсеместно начали реализовываться их положения. Не стали исключением и уральские губернии. Местная администрация попыталась организовать выборы в соответствии с действующим законодательством и сформировать предусмотренные им выборные органы и должности.

Однако сразу после начала реализации положений императорского законодательства местные власти столкнулись с многочисленными трудностями при формировании выборных органов, в результате чего стало ясно, что полностью придерживаться узаконений просто невозможно.

В итоге на местах (во всяком случае, на Урале) были допущены серьезные отступления от закона. Так, например, в Шадринске собрания градского общества проводились гораздо чаще, чем это предусматривалось положением, и оно обладало более широкими распорядительными функциями. На собраниях решались самые разнообразные вопросы внутригородской жизни, по существу эти собрания мало чем отличались от обычных крестьянских сходов.

Трудности с формированием новых выборных органов возникали, в первую очередь, в связи с нехваткой лиц, наделенных пассивным избирательным правом. В результате открытие общих городских и шестигласных дум шло с трудом и с отступлением от норм закона (в том числе и в отношении сроков, в течение которых должны были быть реализованы нормы имперского законодательства).

Например, в городах Вятского наместничества формирование этих органов произошло только в 1792-1793 годах. При этом в связи с тем, что в городах Вятке, Орлове, Слободском и некоторых других не было иногородних и иностранных гостей, а также именитых граждан (от всех этих категорий должны были быть избраны представители в городские думы), вместо шестигласных были образованы трехгласные думы.

Читать так же:  Промышленность Среднего Урала а первой половине XVIII века

В городах же Сарапуле, Елабуге, Нолинске, Глазове, Яранске, Малмыже, Уржуме и Царевосанчурске открытие вышеупомянутых органов вообще было отложено на неопределенный срок в связи с малочисленностью купцов и мещан.

В Перми выход из сложившейся ситуации был найден в замещении выборных должностей городского самоуправления «обывателями люднейших старых городов», которые должны были переселяться в губернский город. Так, первым городским головой Перми был избран кунгурский купец второй гильдии Михаил Абрамович Попов, заседателем совестного суда стал купец из Чердыни Федор Пономарев, бургомистром – Андрей Залесов из Соликамска.

В Екатеринбурге эта проблема была решена другим путем – в состав екатеринбургского городского общества стали записываться не только купцы и мещане, но также государственные и экономические крестьяне, иногородние купцы и мещане, заводские служители, ссыльные польские конфедераты, отставные солдаты, рекрутские сыновья, которые изначально не имели избирательных прав при городских выборах. В результате стало возможным организовать выборы и сформировать предусмотренные законодательством органы, что и было произведено в 1781 году. Но и в этом случае число лиц, наделенных избирательными правами, было невелико: даже в 1830 году список населения города Екатеринбурга, наделенных избирательными правами, состоял всего из 61 человека.

В Шадринске также нашли свой выход из сложившейся ситуации: вопреки установлениям законодательства выборы были проведены без установления имущественного ценза, в результате чего было набрано необходимое количество лиц, наделенных избирательными правами.

В связи с нехваткой людей возникла и другая проблема: закон рекомендовал выбирать сразу два «комплекта» судебных заседателей (в городских и сельских судах). Но это правило было реализовано только в волостях Туринского уезда, в остальных уральских городах и деревнях выбиралось по одному составу судов, но на укороченный срок (от 6 месяцев до 1 года).

Читать так же:  Москва повышает свой авторитет среди татар

Отступления от закона коснулись и других сфер проведения выборов. Так, например, в соответствии с действующим законодательством для участия в выборах устанавливался морально-нравственный ценз. Администрация требовала выбирать на ответственные должности «людей добрых и пожиточных», но на практике на выборные должности попадали малоимущие, больные и престарелые. Особенно часто это происходило при проведении сельских выборов, так как считалось, что общественные выборы – это внутреннее дело общины, и поэтому губернская администрация не вправе вмешиваться в эти дела.

Возникали проблемы и с составлением городских обывательских книг, которые являлись основанием для составления избирательных списков. Подобные обывательские книги заменялись так называемыми ведомостями на конкретный год, где в алфавитном порядке указывались все жители города, обладающие избирательными правами, с указанием их возраста, положения, а также рода деятельности. Например, «Алекссевъ Иванъ… имеетъ домъ, торгуетъ разными овощными и фруктовыми товарами. Былъ выборщикомъ».

Но, справедливости ради, следует отметить, что по замечанию И. Дитятина подобные книги не велись ни в одном из городов Российской Империи.

Таким образом, подводя общий итог, можно отметить, что в ходе проведения выборов местные власти уральских губерний не смогли полностью соблюсти требования действующего законодательства. На пути реализации норм закона встречались трудности, которые невозможно было преодолеть с тем, чтобы не нарушить императорские установления. Причем данные проблемы в отдельных случаях совпадали с общеимперскими проблемами, а иногда были обусловлены местными особенностями. Тем не менее, власти стремились к реализации норм законов и искали обходные пути для выполнения своих обязанностей по формированию выборных органов, которые были образованы в большинстве уральских городов и деревень.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button