Общество и политика на Урале в военный период
Содержание статьи
Возрождение российского патриотизма
В годы Великой Отечественной войны власть пыталась возродить русский патриотизм. «Святые чувства» защитников «единственного в мире социалистического государства» дополнялись российскими и имперскими атрибутами — были подняты на щит имена русских полководцев и защитников России — А. Невского, Д. Донского, А. Суворова, М. Кутузова, К. Минина, Д. Пожарского, возрождалась гвардия, вводились дореволюционные ордена. Все это придавало патриотизму глубину и историческую преемственность. Вместе с тем тактические отступления власти в области большевистской идеологии не меняли ее сущности.
В годы войны появились новые формы проявления общественной активности людей. Выражением могучего патриотического движения явилось создание общенародного Фонда обороны страны, составленного из добровольных взносов граждан — денег, облигаций государственных займов, драгоценных вещей, продуктов сельского хозяйства. На 1 января 1942 г. в фонд поступило около 2 млрд руб., вклад уральцев составил 245 млн руб.
Особенно большой размах принял на Урале сбор средств на вооружение армии. Это движение возникло в те дни, когда враг рвался к столице. В октябре 1941 г. комсомольцы и молодежь, пионеры и школьники Челябинской и Свердловской областей начали сбор средств на строительство танков. С ноября 1942 г. уральцы поддержали почин саратовского колхозника Ф. М. Головатого по передаче крупных сумм на военную технику. По 100 тыс. рублей и более внесли 76 сельских тружеников региона, они перечислили 7,6 млн рублей. Среди них супруги Иван Прокофьевич и Васса Абрамовна Болотины из села Погромное Оренбургской области. Работая на колхозной пасеке, они в конце 1942 г. перечислили 120 тыс. рублей на строительство самолета, за что получили благодарность от Верховного Главнокомандующего. Затем они внесли еще 50 тыс. рублей. Самолет с надписью на борту «Иван Болотин» был вручен летчику-орденоносцу Н. И. Шадуре.
И. С. Андреев из Курганской области в августе 1941 г. добровольно ушел в Красную Армию. Находясь в дальневосточных войсках, на собственные сбережения купил Т-34, стал его командиром (чтобы собрать необходимую сумму, ему пришлось продать дом, скот, часть утвари, а жена и дети перешли жить к его матери). На машине «Личный танк Андреева» он принял боевое крещение под Великими Луками. Танк трижды был подбит, но возвращался в строй, на нем И. С. Андреев участвовал в параде Победы.
На средства тружеников Урала были построены и переданы в армию три танковые колонны «Свердловский комсомолец», две танковые колонны имени В. П. Чкалова, танковые колонны «Челябинские колхозники», «Колхозники Удмуртии», имени Челябинского комсомола, эскадрильи самолетов «Башкирский истребитель», «Комсомолец Башкирии», «Комсомолец Удмуртии», «Свердловский колхозник», «Имени комсомола Молотовской области», «Курганские совхозы», «Молотовский осоавиахимовец», 16 артиллерийских батарей от тружеников Молотовской области, подводная лодка «Челябинский комсомолец», от оренбуржцев звено катеров «Морской охотник» и другие.
На средства тружеников Молотовской, Свердловской и Челябинской областей был снаряжен Уральский добровольческий танковый корпус. Уральцы оказывали ощутимую помощь эвакуированным раненым бойцам, инвалидам, детям, помогали восстанавливать и нала-живать жизнь населению в освобожденных районах.
Проводится сбор народных средств на вооружение армии.
Урал внес заметный вклад и в ратный подвиг, совершенный страной в годы войны. На его территории было сформировано 533 воинских части и соединения. Среди них 3 корпуса, 78 дивизий, большое количество отдельных бригад, полков, батальонов и рот. Уральские подразделения принимали участие во многих крупных сражениях. Большинство из них, проявив героизм и доблесть, стали гвардейскими, получили правительственные награды.
Почти всем частям и соединениям, сформированным на Урале, были присвоены почетные наименования освобожденных ими городов: Львова, Витебска, Киева, Ленинграда, Николаева, Сум, Харькова, Пскова, Будапешта, Берлина, Праги. В военных битвах уральцы проявили личное мужество и отвагу. 1005 наших земляков были удостоены высшего звания Героя Советского Союза. Среди них И. Золин, А. Бурделюк — воспитанник Челябинского авиационного училища штурманов (штурман летчика Гастелло, погиб вместе с ним), направившие свои подбитые самолеты на скопления техники и солдат неприятеля, Я. Падерин, Г. Кунавин, закрывшие своими телами амбразуры вражеских дотов, дважды Герои Советского Союза, бесстрашные летчики К. Евстигнеев, Г. Речкалов, Е. Кунгурцев, М. Одинцов, Г. Сивков, В. Д. Луценко, танкисты С. Хохряков, В. Архипов.
Быт и религия
Население Урала в военный период значительно увеличилось. А это имело противоречивые последствия. С одной стороны, повысился удельный вес инженерно-технических работников, квалифицированных рабочих, деятелей образования, литературы и искусства, что самым положительным образом отразилось на экономическом и культурном развитии региона. С другой стороны, при медленных темпах жилищного строительства это приводило к скученности, антисанитарным условиям проживания, способствовало возникновению бытовых конфликтов и социальных неурядиц. Обычным явлением были бараки, полуподвальные, помещения, временные землянки и т. п.
Остро в военный период стояла проблема питания. Потребление продуктов питания в уральских областях и республиках за годы войны, по сравнению с 1940 годом, уменьшилось почти в 2 раза. Была введена карточная система. Суточная хлебная карточка составляла 400 г — для детей; 500 г — для служащих; 600 г — для рабочих; 700 г — для рабочих и служащих, занятых в военном производстве. Из-за нехватки продовольствия карточки почти постоянно не отоваривались полностью. На большинство видов продовольствия фонды ежегодно снижались.
Уже к концу 1941 года из системы государственной торговли полностью исчезли овощи, картофель, фрукты, ягоды, молочные продукты. Недостаток продовольствия госсектора экономики в какой-то мере можно было восполнить через рынок, но цены на нем по сравнению с довоенными к 1943 году в среднем выросли в 13 раз. Самый высокий взлет цен в годы войны отмечался на базарах Свердловска. Дороговизна заставляла большую часть населения попросту отказываться от многих продуктов. В основном на рынке приобретались дополнительно к карточным пайкам, отоваренным по твердым государственным ценам, хлеб, масло, сахар, что «съедало» до 85 % бюджета семьи.
Поскольку потребности населения путем централизованного снабжения продуктами обеспечивались не полностью, а рынок для большинства был просто недоступен, на Урале в годы войны активно развивалось подсобное хозяйство и индивидуальное огородничество. За военный период их посевные площади в регионе увеличились почти в 2,5 раза. Индивидуальное выращивание картофеля и овощей для многих семей часто было единственным способом выживания.
В период военного лихолетья в уральских областях и республиках произошло и значительное сокращение производства промышленных товаров и предметов культурного назначения. Особенно не хватало обуви. Это приводило к тому, что на ряде предприятий создавались мастерские по производству лаптей. На Ижевском машиностроительном заводе ежемесячно выпускалось до 10 тыс. пар этой необычной продукции.
Низкий уровень бытового обеспечения населения дополнялся исключительно тяжелыми условиями трудовой деятельности. Многочасовой рабочий день (12-14), отмена выходных дней и отпусков, жесточайший режим контроля неблагоприятно воздействовали на психику, порождали пессимизм, стремление пьянством ослабить воздействие действительности. Однако, несмотря на все это, подавляющее большинство уральцев, «стиснув зубы и потуже затянув ремень», вкладывали все свои силы в общее дело разгрома врага.
Великая Отечественная война, отвлекая ресурсы жизнеобеспечения и резко ограничивая потребление большинства людей, привела к колоссальному напряжению всех духовных и физических сил, заставляла людей жить и работать на износ. С 1940 по 1944 г. рождаемость на Урале сократилась в 3,7 раза (по стране — в 2 раза).
В военные годы произошли некоторые отступления в государственной идеологии. В первую очередь это сближение с Русской православной церковью. Было восстановлено патриаршество, открывались храмы. Власти стремились использовать авторитет церкви в процессе консолидации всех патриотических и антифашистских сил.
В 1944-1945 гг. на Урале возобновили службу 88 православных церквей и 17 культовых учреждений других конфессий. Деятельность священнослужителей и верующих отличалась стремлением объединить силы народа на отпор врагу, ослабить моральные страдания людей, внести конкретный вклад в защиту страны. Архиепископ Ижевский Иоанн (Братолюбов, с 1945 г. архиепископ Уфимский и Башкирский) писал в послании:
«Любовь и сердечное сострадание не знают границ для самопожертвования; всеми силами постараемся облегчить подвиг наших воинов усиленным трудом и жертвами от любящего сердца, повышением работы на полях, заводах, помощью семьям пострадавших от немецкого нашествия, семьям наших доблестных защитников; явим дружное сотрудничество фронту в подвиге зашиты Родины».
Верующие собрали средства на строительство танковой колонны «Дмитрий Донской». Священник Каслинской церкви воевал в рядах партизан, награжден орденом Боевого Красного Знамени. Священник Шубинского прихода Кунгурского района Молотовской области А. А. Троицкий внес 100 тыс. рублей на строительство военной техники и 80 тыс. рублей в Фонд обороны. За время войны церквами страны передано в Фонд обороны более 30 млн рублей.
Культура в период Великой Отечественной войны
Образование
Война осложнила работу школ. Часть школьных зданий передавалась на военные нужды, под госпитали, призывные пункты. Ухудшилось снабжение школ учебниками, оборудованием, письменными принадлежностями. Наплыв на Урал эвакуированных детей создал перегрузку классов, занятия проводились в две-три, а иногда и в четыре смены. Увеличился отсев учащихся, часть старшеклассников ушла на фронт, другие стали работать. В школах вводилась обязательная военная и физическая подготовка. Школьники помогали промышленным предприятиям, участвовали в сельскохозяйственных работах.
Всенародным стало тимуровское движение. Тимуровцы заготавливали дрова для школ, работали на приусадебных участках школ, помогали семьям фронтовиков, инвалидам войны. Заработанные средства школьники передавали на строительство боевой техники. За успехи во всеобщем образовании и активную общественную работу группа учителей Урала была награждена орденами. Среди них А. И. Азовская из Измоденовской школы Алапаевского района Свердловской области, Н. И. Аболишина из Больше-Куроедовской школы Бугурусланского района Чкаловской области.
Наука
На Урал были эвакуированы десятки научно-исследовательских, академических, учебных, проектно-конструкторских институтов, вместе с которыми прибыли видные ученые страны и тысячи научных сотрудников. На Урале работали выдающиеся ученые И. Бардин, Э. Брицке, А. Байков, В. Образцов, Л. Шевяков и другие. В Свердловске разместилась Академия наук СССР, в Уфе — Академия наук Украинской ССР. На Урал было перевезено 46 вузов. В Уфе был открыт авиационный и нефтяной институты, в Челябинске — медицинский и механико-машиностроительный, в Чкалове (Оренбурге) — медицинский, в Кургане — сельскохозяйственный. Всего за годы войны система высшего образования Урала выросла с 48 до 60 вузов.
Ученые, конструкторы, инженеры и техники успешно решали сложные научно-технические задачи, разрабатывали новые пути и способы расширения производства. Огромную работу провела специальная комиссия Академии наук СССР по использованию в народном хозяйстве применительно к требованиям военного времени ресурсов Урала, Западной Сибири и Казахстана. Возглавлял комиссию президент АН СССР В. Л. Комаров. В течение всей войны непрерывно осваивались новые, более современные виды вооружения и боевой техники.
Академик АН Украинской ССР Е. О. Патон (1870-1953 гг. ) в годы войны жил и работал в Нижнем Тагиле. В 1942 г. на Уралвагонзаводе впервые была применена автоматическая сварка под флюсом по методу Патона, которая в несколько раз увеличила производительность труда сварщиков в танковой промышленности. В годы войны геологи открыли на Урале новые месторождения стратегических материалов (бокситы, марганец, молибден).
Литература
Во всех областях и республиках работали писательские организации. В Свердловске был создан Уральский литературный центр, возглавляемый П. Бажовым и А. Караваевой.
Главное внимание литераторов было обращено на героику трудовой и ратной жизни борющегося народа.
Театр
Более интенсивной стала театральная жизнь. Урал принял 25 эвакуированных театров, среди которых МХАТ, Малый театр, Московский театр Красной Армии, Московский театр Сатиры, ленинградский Малый театр оперы и балета. Театральная сеть Урала к концу войны насчитывала 60 театров.
В 1945 г. было открыто знаменитое Пермское хореографическое училище. Все театральные спектакли проходили при аншлаге. «Театральный бум» на Урале был обусловлен обновлением репертуара, повышением качества спектаклей, усилением роли театров в военно-шефской работе.
За годы войны только артистами Свердловской области было проведено более 20 тыс. концертов на фронте и в тылу. В спектакле Свердловского театра музкомедии «Табачный капитан» ярко раскрылся талант постановщика Г. И. Кугушева, артистов М. Г. Викс, С. А. Дыбчо, П. А. Емельяновой, удостоенных звания лауреатов Сталинской премии. Этот театр уже тогда стал своеобразной творческой лабораторией, с которой охотно сотрудничали видные поэты и композиторы. Свое место в культурной жизни занял образованный в 1944 г. Уральский народный хор.
Изобразительное искусство
Уральские художники создавали портреты героев войны, оформляли наглядной агитацией площади, вокзалы, агит- кинопункты. Важную роль в деле мобилизации тружеников тыла сыграло кино.
Свердловская студия кинохроники выпустила в военный период 242 киножурнала.
С февраля 1943 г. в Свердловске начала свою деятельность киностудия художественных фильмов, в 1944 г. была выпущена на экран первая картина «Сильва».