Урал в клещах горбачёвской перестройки
Содержание статьи
Политика перестройки
Избрание весной 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева многим советским людям дало надежду на серьезные перемены во всех сферах жизни общества. Горбачев провозгласил программу ускорения социально-экономического развития СССР, которую поддержал состоявшийся в феврале 1986 г. XXVII съезд КПСС, Эта программа была направлена на форсирование научно-технического прогресса, реконструкцию отечественного машиностроения, производство новых машин, высокотехнологического оборудования. При этом всерьез ставилась задача догнать к 2000 г. США по уровню промышленного развития, а каждой советской семье предоставить отдельную квартиру. Требование «ускорения» не соответствовало крайне сложному состоянию экономики, поэтому программа «ускорения» была трансформирована в идею перестройки всего народнохозяйственного механизма, что объяснялось необходимостью преодолеть многочисленные недостатки в управлении экономическими процессами и структурами, в том числе в системах планирования, ценообразования, финансирования, стимулирования труда, в управлении научно-техническим прогрессом, в стиле деятельности кадров управления. Эти позиции сводились в целом к борьбе с диспропорциями в экономике.
Политика гласности была призвана довести намерения партийно-государственного руководства до широких масс, демонстрируя положительные примеры и критикуя вопиющие недостатки в разных регионах страны.
Кризис распределительном системы
В середине 1980-х гг. проявился ощутимый спад в экономике страны. В 1986 г. дефицит бюджета составил 18 млрд руб. и с каждым годом стал увеличиваться в 2-3 раза. В связи с ухудшением мировой конъюнктуры на 30 % упали доходы от продажи нефти. Тяжелый удар но бюджету нанесла антиалкогольная кампания: в течение трех лет (1985- 1988 гг.) доходы бюджета сократились на 37 млрд руб.
Урал не был исключением в масштабах страны. Перестроечные меры по наведению порядка, укреплению трудовой и технологической дисциплины, повышению ответственности руководящих кадров дали некоторые результаты на первом этапе перестройки. Во всем уральском регионе активизировался процесс строительства жилья, предприятия начали переход на хозрасчет, была введена госприемка продукции и т. д. Получило развитие кооперативное движение. В Челябинской области за счет кооперативов темпы роста торговли и бытового обслуживания населения в 1988 г. составили 107,2%, по отношению к предыдущему году; в Свердловской области эти темпы были еще выше — 111,3%. В крупных городах Урала — Свердловске, Перми, Челябинске, Магнитогорске, Кургане. Уфе — активизировалась привокзальная торговля, появились различные лотки, с которых продавались не очень качественные, но достаточно дешевые изделия легкой промышленности. Сложнее былое продуктами питания. Постепенно стали появляться кооперативные продтовары, правда, недостаточно высоким ценам, что вызывало раздражение населения. На 1 апреля 1989 г. в Башкирии действовало 1 224 кооператива, однако производственных кооперативов было всего 6 %. Остальные занимались главным образом приобретением и реализацией различных товаров по более высокой цене.
Первые положительные результаты не получили дальнейшего развития: народное хозяйство страны и регионов продолжало работать в рамках административно-командной системы. Уже в 1988 г. специалисты отмечали очевидные (существовавшие десятилетиями ранее) сбои и пороки плановой экономики региона, хотя полномасштабного кризиса в этот период еще не наблюдалось. Особенно остро кризисные явления проявлялись в сельском хозяйстве: появились колхозы-банкроты, значительно выросла себестоимость продукции животноводства, поднялись цены на мясо, молоко. Государство не могло дотировать сельское хозяйство в необходимом объеме (в 1989 г. Челябинская область получила от государства только 2.7 млрд руб. вместо необходимых 5.2 млрд).
Показательным примером стала легализация почти 10% дефицита г. Свердловска, который был утвержден сессией городского Совета. Первый секретарь ГК КПСС В.Д. Кадочников на 25-й областной партконференции поставил вопрос, как могло произойти, что предприятия города обеспечивают прибыль в 1,8 млрд руб., а бюджет составляет только 280 млрд руб.
В Свердловской области в 1989 г. было отмечено отставание от плановых заданий в промышленности и капитальном строительстве. Ввод основных мощностей в производственной сфере составил 82 %, а в непроизводственной — 74 %, план строительное жилья был выполнен на 83 %; заметно сократилось строительство новых детских учреждений, школ, больниц, поликлиник (в среднем — более 20% недовыполнения плановых заданий). Темпы роста объемов производства снизились на 0,5 %, а в промышленности группы «Л» — на 1,3 %. Проявлялись инфляционные процессы: в 1989 г. темпы роста доходов населения составили 12,9%, а расходы — 10,4 %; план эмиссии был перевыполнен почти вдвое при невыполнении кассового плана (наличные деньги) на 5 %. Наметилось сокращение производства продовольственных товаров: мяса — на 4.3 тыс. т. мясных полуфабрикатов — на 2,2 тыс. т, растительного масла — на 431 т, рыбы — на 790 т.
В 1990 г. на встрече представителей республик и областей Урала отмечалось, что душевое потребление продуктов питания в регионе не превышает 70-80% к расчетной медицинской норме и значительно ниже, чем в среднем по РСФСР, в 1,3-1,5 раза хуже, чем в Москве и Ленинграде. По потреблению мяса Пермская область занимала 50-е из 73 областей и республик РСФСР, Курганская — 49-е, Удмуртская и Башкирская АССР — 40-е-50-е, а Челябинская и Свердловская области — 21-22-е места соответственно. Было отмечено, что в Уральском регионе потребляется почти в 1,3 раза меньше нормы растительного масла и только 67 % бахчевых культур и овощей.
К этому времени на Урале, прежде всего в городах, резко ухудшилось снабжение населения продуктами питания и предметами первой необходимости. Властям пришлось вводить талоны — нормировать продажу колбасы, молока, мыла, макарон, сахара, других товаров широкого потребления. Случались периоды, когда нормы выдачи продуктов были меньше физиологического уровня. Нарастающие дефициты порождали злоупотребления работников торговли и чиновников. Люди проводили много времени в поисках необходимых товаров, в очередях. Недовольство повседневными трудностями вызывало недоверие к власти, вело к росту социальной напряженности.
Попытки преобразований
Неудовлетворенность ходом перестройки была очевидна, при этом вина в значительной степени ложилась на представителей местной власти, работавших по старым схемам. Предлагалось прежде всего «смелее переводить экономику на экономические принципы, отказаться от администрирования«. В этих условиях группа высших руководителей Свердловского облисполкома во главе с С. Воздвиженским начала работу по переводу области на региональный хозрасчет, который рассматривался как «спасательный круг» в ситуации распада хозяйственных связей и ослабления централизованной системы управления. С 1 января 1990 г. Свердловская область перешла на региональный хозрасчет, однако ухудшавшиеся социально-экономические показатели, продовольственный кризис не позволили реорганизовать региональную систему управления экономикой. Главной задачей деятельности органов управления всех уровней становилось сохранение управляемости основными социально-экономическими процессами.
В ходе визита в Свердловскую область в апреле 1990 г. Президента СССР М.С. Горбачева, побывавшего на Уралмашзаводе в Екатеринбурге и предприятиях Нижнего Тагила, руководители областного Совета В.М. Власов и Э.Э. Россель передали ему просьбу снять запрет на посещение области иностранцами. Вскоре Н.И. Рыжков подписал соответствующее решение Совета Министров СССР.
Предложенная группой экономистов под руководством С.С. Шаталина и Г.А. Явлинского программа «500 дней» стала основанием для разработки региональной программы, которую разослали для обсуждения коллегам по Ассоциации экономического взаимодействия. Отказ правительства Н.П. Рыжкова от реализации программы «500 дней» негативно сказался и на перспективах экономического развития уральского региона.
Учитывая сходство экономических и социальных проблем и необходимость предотвратить усиливавшийся распад производственных и социальных связей, руководители Удмуртии, Башкирии, Курганской, Пермской, Свердловской и Челябинской областей на встрече в Челябинске в сентябре 1990 г. подписали договор о намерении сохранить и укрепить единое экономическое пространство Урала. Па встрече была достигнута договоренность о совместном использовании созданного производственно-экономического потенциала, сохранении и развитии сложившихся хозяйственных связей. Реализация совместных предложений но интеграции, кооперации промышленного и сельскохозяйственного производства была возложена на экономические службы Советов Министров автономных республик и исполкомы областных Советов. Вскоре после этого на встрече в Перми в рамках Ассоциации была организована корпорация «Большой Урал». Она осуществляла поддержку конверсионных предприятий, выпускающих товары народного потребления и продукты питания, а также помогала устанавливать внешнеэкономические связи.
В течение следующего года работа по созданию координирующего органа продолжалась и завершилась образованием летом 1991 г. Ассоциации экономическою взаимодействия областей и республик Урала, которую возглавил Э.Э. Россель.
Динамика экономического развития областей Урала в 1990-м — начале 1991 г. стала полностью отрицательной. В первую очередь это сказалось на демографической обстановке в регионах. В 1988 г. заметно увеличились темны сокращения естественного прироста населения: в Курганской области этот коэффициент составил 6,2% (1987 г. — 7,4 %), в Челябинской — 6,3 (1987 г. — 7,5 %), в Свердловской области — 4,7% (1987 г. — 6,3%). В 1990 г. коэффициент рождаемости снизился в Свердловской области на 2,1 %.
Объем промышленного производства в Свердловской области сократился на 2,6%, объем продукции агропромышленного комплекса — на 3,5%, цены на рынках выросли в 2-5 раз. Реформа ценообразования, проведенная правительством СССР летом 1990 г., привела к резкому снижению уровня потребления. Усиление социально-экономической напряженности вызвало взрывной рост преступности. В 1990 г. в Свердловской области общая преступность возросла на 40%, в Артемовском районе — на 96, Слободо-Туринском — на 83,3%, в Ленинском (г. Свердловск) — на 49,1 %. В Курганской области рост преступности в 1990 г. составил 35 %, в Челябинской — 39,7 %.
К 1991 г. СССР в целом и Урал в частности вошли в полосу тотального экономического, социального и политического кризиса, обусловленного нерешительностью центрального правительства, отсутствием четкого плана реформирования и потерей органами власти всех уровней легитимности в глазах большинства населения страны.
Словарик перестройки
- Ускорение — лозунг и политика эпохи перестройки. Под ускорением подразумевался процесс перехода от экстенсивного к интенсивному производству на основе структурной перестройки промышленности в пользу машино-строительного комплекса и новых наукоемких отраслей;активного внедрения достижений научно-технического прогресса; перехода к человекосберегающим технологиям и др.
- Перестройка — политика реформ 1985-1991 гг., направленная на преодоление системного кризиса советского строя и связанная с именем М.С. Горбачева.
- Госприёмка — контроль за качеством продукции со стороны независимых экспертов.
- Дотация (dotatio- дар, пожертвование) — денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов в безвозвратном порядке для оказания помощи: убыточным предприятиям, нижестоящим бюджетам для покрытия дефицита бюджета; гражданам в виде доплат.
- Гласность — политика ограниченной свободы слова, введенная в эпоху перестройки в целях критики политики предшественников (в частности, Брежнева) и пропаганды идей перестройки; установления обратной связи между правящей верхушкой и народом; привлечения интеллектуальных сил общества к разработке реформ; — политика отвлечения внимания населения от острых социально-экономических проблем.