Населённые пункты

Златоустовская гравюра на металле

Хранящаяся в Екатеринбургском музее изобразительных искусств коллекция златоустовской гравюры на металле сравнительно невелика и составляет немногим более ста предметов, однако о н а достаточно полно отражает основные этапы становления и развития этого уникального промысла.

Златоустовская оружейная фабрика была основана «С высочайшего утверждения в 15 день декабря 1815 года». Ей предписывалось изготовлять для армии и флота все виды холодного оружия, в том числе сабли, палаши, тесаки, охотничьи ножи, а также выполнять специальные заказы на изготовление парадного украшенного оружия. Златоустовское оружие получило весьма широкую известность. За почти 200-летнюю историю существования промысла было создано немало высокохудожественных образцов, многие из которых хранятся в собраниях ведущих музеев России и зарубежья.

Первыми учителями уральских оружейников были приглашенные из Золингена и Климгенталя немецкие специалисты. Местные мастера, ранее получившие художественную подготовку в заводской школе, проходили обучение у Вильгельма Шафа и его сыновей. Уже через три месяца ученики превзошли наставников в искусстве украшения клинка, обогатив плоскостной графический (гравированный) способ нанесения изображения рельефным живописным.

Основным инструментом уральцев стал не резец, а тонкая кисточка — рисунок писался кислотоупорным лаком, после вытравки поверхности получался блестящий рельеф на матовом углубленном фоне. Золотистое возвышенное изображение выигрышно контрастировало с сине-фиолетовыми тонами вороненых участков, а серебристый цвет придавал изделию дополнительную декоративность.

В музейной коллекции начальный этап гравюры представлен холодным длинноклинковым оружием, украшенным в соответствии с господствовавшим стилем классицизма. На клинках пехотной шпаги (1823) работы основоположника златоустовской гравюры И. Бушуева и кавалерийской сабли (1838) неизвестного автора золотой декор занимает чуть более их трети и органично связан со всей плоскостью: в центральной части размещены традиционные воинские арматуры, нижние границы четко обозначены и подчинены острой форме боевого конца. Основное различие состоит в оформлении пяты: на бушуевской шпаге изображен профиль воительницы Афины (Миневры), а на сабле — плотный орнамент с характерными для стиля ампир пальметтами на фоне условных каннелюр.

Параллельно с официальной линией в гравюре на стали, как и во всем декоративно-прикладном искусстве, существовала линия более демократичная и свободная . Ярким примером, оказавшим влияние практически на все искусств о златоустовских мастеров, может служить охотничий кинжал И. Бушуева (1824) , на голоменях которого расположены живые сцены охоты человека на медведя и кабана.

В конце XIX — начале ХХ в . в ассортименте оружейной фабрики появляются бытовые предметы различного назначения. В собрании музея этот период представлен столовыми
приборами (ножи, вилки, лопатки для торта), в основном — кустарно-артельного производства, что, безусловно, отразилось на их художественном уровне. Гравированный декор зачастую эклектичен, отсутствие цвета компенсируется своеобразным миксом из цветочных букетов, вазонов с фруктами, рокайлей, картушей, плетенок, текстильных элементов
(полотенце с бахромой), пейзажей и бытовых сцен.

Читать так же:  Слободы Среднего Урала

Так, при оформлении трех комплектных ножей совмещается несколько мотивов : на лезвиях виден вертикальный букет полевых цветов и городские архитектурные сооружения с высокими шпилями, на рукоятях — цветущие ветви, рушник, яблоко. Большей непосредственностью отличаются пейзажные и жанровые зарисовки : домики с двускатными крышами, рыбаки у костра или в лодке. В ряде случаев используются шрифтовые композиции: инициалы или фамилия владельца («А. И. Глумовой», «М. В. Мельникова»), нравоучительные тексты («Бог любит труды») или надписи, указывающие на назначение прибора («Икра», «Фрукты», «Хлеб», «Масло», «Сардинка», «Сыр»).

Украшением коллекции музея является набор из ножа и вилки «Праздничный», где использовано редко встречающееся в предметах этой группы традиционное цветовое сочетание: по синей поверхности струится золотой орнамент из спиральных побегов и листьев аканта. Другая особенность произведения заключается в выборе материала для граненых рукоятей, выполненных из серо-зеленого полосатого офиокальцита.

Раздел искусства советского периода в коллекции златоустовской гравюры на металле достаточно обширен и отражает процесс освоения новых технологий (никелирование) и поисков иной, отвечающей требованиям времени тематики . В 1920 — 1930-е rr. новое содержание часто облекалось в форму или орнаментику прошлого. Реминисценции искусства ушедших эпох наглядно выражены в барочном ноже для разрезания бумаг мастера Усольцева (1933) , в котором причудливый контур лезвия, динамичные завитки и картуши соседствуют с неярким лесным пейзажем.

Совмещение стилей наблюдается и на лезвиях кабинетных ножей анонимных авторов. На одном из них под незатейливым сельским пейзажем с домиком у дороги «спрятаны» выполненные совсем в ином ключе изображения раскрытой книги и чернильницы с гусиным пером. На лезвиях трех других ножей в одинаковых, характерных для модерна виньетках запечатлены реалистические миниатюрные пейзажи , включающие виды уральской природы и рукотворные объекты : железная дорога с вертикалью семафора, маяк на утесе, парусник среди бушующих волн или около береговой скалы . Стоит отметить, что мотив парусника традиционно является элементом декора холодного морского оружия, будь то, к примеру, клинок палаша 1936 г. неизвестного мастера или гораздо более поздний юбилейный кортик Ю. Рябкова «300 лет флоту России» (1995 ) .

В период расцвета соцреализма ассортимент изделий меняется, осваивается выпуск новых утилитарных предметов, среди которых можно выделить медальоны-вешалки, пластины для отрывных календарей, рамки для фото, а также настенные панно и плакетки. Способ украшения этих вещей идентичен и представляет собой вариации на тему уральского пейзажа, где тщательно «прорисованные» деревья и кустарники то четко выступают на плоскости (М. Крысов. Вешалка «Южный Урал», 1950-е ; Г. Берсенев. «Календарная стенка», 1963), то растворяются в размытой «акварельной>> дымке (М. Добровольский. Плакетка «Тихая речка», 1943). В этих работах взаимодействие темных абрисов растительности и светло-охристых тонов гор создают эффект старой, слегка потемневшей от времени фотографии.

Читать так же:  Яицкое и Оренбургское казачество в XVIII веке

На иной основе выполнена вешалка А. Боронникова «Сеттеры» (1956), где в серебристом хромированном овале удачно скомпонованы бегущие среди высокой травы охотничьи собаки. Здесь монохромность цвета оживляется за счет красивого контраста матовой и блестящей поверхности. Надо отметить, что изображение этих вислоухих длинношерстных собак заняло прочные позиции в творческом арсенале златоустовцев.

В конце 1950-1960-х гг. когда доминировал «суровый стиль», проблемами декоративно-прикладного искусства активно занимался Научно-исследовательский институт художественной промышленности. В целях обновления ассортимента на промыслы делегировались профессиональные художники. Со Златоустовским заводом сотрудничал
московский художник М. Раков, разработавший для него пятнадцать новых образцов. В музейной коллекции имеются четыре его произведения, которые значительно выделяются из общего ряда. Основными изобразительно-выразительными средствами в них становятся пятно и силуэт : на темно-синем локальном фоне сияют золотые стилизованные изображения птиц, животных, растений (блюдце «Утка», 1960 ; лоток «Олень» и пенал «Журавли», 1961 ; тарель «Георгин», 1962).

Новый стиль был воспринят в заводской среде позитивно, но златоустовские художники внесли в него свои коррективы: резкий контраст синего с золотом смягчается, изображение не выглядит монолитным и, конечно, сохраняется «родная» тематика. Примером может служить крупное, слегка выгнутое вертикальное панно Л. Валиева «Зимний пейзаж» (1979), где золотые кроны стройных сосен словно парят в вечерней синеве. Приемы минимализма успешно применяются в организованном по принципу «негатив-позитив» декоре бытовых предметов: черный силуэт птицы четко читается на фоне золотого солнечного диска (М. Антипов. Топорик «Глухарь», 1983), серебряный конь с клубящейся золотой гривой стремительно скачет на темно-синем фоне (О. Аверкин. Лоток «Сивка-Бурка», 1989) .

Своеобразный эксперимент проводится в 1980-е гг. и с холодным наградным оружием: ребристый клинок шашек почти полностью покрывается синью, богатым золотым орнаментом с сюжетными вставками на производственную тематику и обязательными изображениями серпа и молота. Плакатная трактовка сюжетов вполне соответствует
декларативной концепции советского оружия, предназначенного для защиты мирного и созидательного труда. Так, на шашке работы Л. Валиева размещены четыре сюжета: летящий истребитель и пульт непрерывного розлива стали, тракторист и конструктор.

На голоменях другой шашки расположены сюжеты двух авторов: рабочий со спутником в руках В. Тарынина и колхозник со снопом колосьев Г. Берсенева. Вследствие преобладания декоративного начала парадное оружие приобретает черты дорогого сувенира.

Конкретные сувенирные изделия представлены в коллекции музея тремя тиражированными настольными образцами: два из них посвящены памятной дате («В. И. Ленин», 1970) и значительному событию («Центр управления полетами», 1980-е), один связан с местом пребывания («Урал», 1980-е). Имеются в собрании и оригинальные авторские произведения сувенирного характера : настенные медальоны «Златоуст» А. Шаланова (1987) и «Екатеринбургский музей изобразительных искусств» Н. Лохтачевой (1988).

Читать так же:  Алапаевск

На современном этапе художники Златоуста сохраняют творческое лицо промысла, их работы по-прежнему хорошо узнаваемы. Поиски в основном ведутся в рамках традиционной тематики, первенство остается за реалистическими пейзажными зарисовками и , конечно, сценами охоты в жанре анималистики, например, сеттер и дичь (А. Богачев. Тарель «Охотничий сюжет», 1984) , медведь и лайки (М. Антипов. « Нож охотничий», 1983 ; Блюдо «На охоте », 1987 ) . Фронтальное изображение мощного медведя стало каноничным, и его можно увидеть на многих предметах. Появляются и новые растительные мотивы, например, ставшая символом Урала гроздь рябины на медальоне А. Шукова (1982) .

В 1980-1990-е rr. в златоустовской гравюре на металле возросла роль орнамента, ставшего равноценным компонентом и даже доминантой произведения. Расширяется и цветовой диапазон — к серебряным, золотым и синим тонам добавляются коричневые. Особую популярность получают центрические композиции, продиктованные круглой формой медальонов, блюд и тарелей с фигурным бортом (А. Богачев. «Сказка» , 1983 ; О. Аверкин . «Цветы», 1983; Н. Лохтачев а . «Кружева», 1985 ) . В концентрический , покрывающий борт растительный орнамент вводятся круглые медальоны с дополнительной расшифровкой сюжета, представленного на зеркале блюда: лесная фауна и сеттер — вокруг охотничьей сцены вышеупомянутой работы М. Антипова, атрибуты морского дела и обитатели вод — вокруг летящего по волнам парусника А. Шукова (1983).

В орнамент органично вписываются и сказочные персонажи, например, играющий на свирели золотоволосый пастушок (А. Богачев. Блюдо «Лель», 1980) . Через декоративную сказочность трактуется тема русских культовых сооружений в серии панно Н. Карповой, где графическая конкретика нарядных соборов согласуется с узорочьем стилизованных деревьев («Русь златоглавая » , 1980- е ; «Свято-Троицкий собор», 1994) .

Начало XXI в. характеризуется появлением большого числа частных компаний и фирм, обратившихся к искусству златоустовской гравюры на металле . Соответственно расширился и стал более разнообразным ассортимент декоративно-прикладных изделий. Наряду с подарочным оружием изготавливается много предметов сервировки стола : чайные, кофейные и винные наборы. В музее имеется созданная по проекту С . Чернова кофейная пара «Лебедю> (фирма «Формула». 2007), где блюдце выполнено в традициях гравюры на сплошной поверхности, а форма цилиндрического подстаканника образована изящными силуэтами двух птиц с просечными деталям.

Современное осмысление эстетических и утилитарных потребностей человека служит мощным стимулом для дальнейшего развития промысла, и мы надеемся, что в музейной коллекции появится еще не одно высокохудожественное произведение златоустовской гравюры на металле.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button