Лозьвинский городок, Пелым, Верхотурье

В 80-х годах XVI в. создаются русские города в Сибири на во­сточном склоне Урала. Временные военные лагеря, основанные дружи­ной Ермака и шедшими вслед за ней русскими отрядами, продолжали использоваться как опорные пункты на пути в Сибирь.

В 1588 г. при впадении р. Ивдель в Лозьву создается главная пере­валочная база — Лозьвинский городок:

«Лета 7090 князь великий Федор Иванович повеле возити на Лозьву городок хлебные запасы от поморских городов на жалование сибирским ратным людей».

Городок становится центром нового обширного уезда, укрепляется острогом, городнями и сторожевыми башнями. В зимнее время в нем скапливалось до 900 т различных грузов, более 2,5 тыс. подвод и до 3 тыс. временного насе­ления . На плотбище строились суда, которые с пристани городка от­правлялись на Туру, Тавду, Тобол и Иртыш. Здесь стоял небольшой гарнизон из стрельцов и казаков. Городок стал центром сбора ясака с ок­рестного вогульского населения.

В 1593 г. на месте центра пелымских вогуличей при впадении р. Пелым в Тавду был построен другой русский город — Пелым. В создании его укреплений принимали участие чердынцы. Город стал центром еще одного уезда, включившего вогульские полости по рекам Большая и Малая Бонда, Лозьве, Сосьве и Тавде. Малоплодородные почвы тормозили развитие земледелия п окрестностях города, однако на более плодородных землях Таборинской волости вскоре появились русские деревни и слободы.

Освоение Зауралья и Сибири сдерживалось трудностями передвижения по водным путям, проходившим в малодоступных северных районах Урала. В 1595 г. крестьянин д. Верхняя Усолка Соликамского уезда Артемий Сафонович Бабинов разведал новую прямую сухопутную дорогу от Соликамска на верховья Туры, а в 1597 г. началось ее строительство. Дорога протяженностью в 263 версты в 7 раз сократила путь в Сибирь. С верховьев Туры шел удобный и короткий водный путь к основным сибирским городам — Тюмени и Тобольску. Здесь имелись строевой лес и плодородные земли. Под руководством А. Бабинова дорогу строили Соликамские «посошные» люди. Благодаря смекалке и энергии талантливого инженера-самоучки она была создана в короткий срок.

Вскоре по ней хлынул не только поток грузов, но и русских переселенцев. служилых и торговых людей, и дорога надолго стала основным путем, связывавшим Сибирь с центром Русского государства.

Одновременно со строительством дороги началось строительство нового города в верховьях Туры, в котором разместилась главная сибирская таможня. Место для города было выбрано удачно — на высоком скалистом мысу левого берега р. Туры были поставлены укрепления деревянного кремля. Город стал новой перевалочной базой в Зауралье, в связи с чем Лозьвинский городок был ликвидирован, его укрепления сплавлены в Пелым, а гарнизон переведен в новый город, получивший название Верхотурье.

При строительстве городка в глухом, пустынном месте правительство пыталось набрать рабочую силу вольным наймом. Однако средства, отпущенные на это, были настолько малы, что в Перми Великой не нашлось желающих работать за скудную плату. Пришлось прибегнуть к принудительному найму по расценкам вдвое меньшим, чем требовали нанимавшиеся, а также к труду служилых людей и татарских пленников, взятых в Казанском ханстве, т. е. вести строительство обычными крепостническими способами.

Верхотурье стало не только военно-административным центром нового уезда, в состав которого вошла большая часть лесного Зауралья, но и его экономическим центром. Сюда переселялись торговые люди из Перми и Вятки, в 1600 г. были поставлены гостиный двор и «татарский двор» для торговли ясачных людей. Появились казенные ремесленники. Ремеслом п торговлей занимались и служилые люди. Город стал центром речного судостроения. В 1600 г. в нем разместились 80 плотников, присланных из Чердыни. Соликамска, Вятки и Устюга Великого. Он становится центром ямской гоньбы. В его Ямскую слободу переводятся ямщики из Поволжья и Вятской земли. Здесь строятся церкви и первый в Зауралье Никольский мужской монастырь. Местное вогульское население было обязано платить ясак верхотурскому воеводе. В 1599 г. на прилегающих к городу землях поселяются первые крестьяне, осваивавшие пашни по реке Туре .

С возникновением русских городов в Зауралье вся территория Северного и Среднего Урала прочно вошла в состав Русского государства и были созданы предпосылки массового освоения края русскими. Однако если при освоении Приуралья правительство было вынуждено пойти на развитие частного землевладения, то земли за Уралом были взяты в государственную казну и засолялись в основном черносошными крестьянами. Значение военных методов колонизации резко сократилось, и начала преобладать стихийная форма переселения, поощряемая всякими льготами. Правительство пыталось регулировать переселение путем призыва «охочих людей», насильственного перевода с других государственных и дворцовых земель и посадов, ссылки за различные провинности. Крестьянская и посадская народная колонизация становятся главными формами освоения востока Урала русским и нерусским населением.