Из истории

Бегство из «мира Антихриста»

Старообрядческое движение на Урале

Специфическим проявлением социального протеста на Урале стало во второй половине XVII в. религиозно-оп­позиционное движение в форме старообрядчества.

Бегство из «мира Антихриста» приводило к возникно­вению в глухих местах тайных старообрядческих поселе­ний — скитов и пустыней. Местные светские власти под дав­лением церкви и в соответствии с царсккими указами, со­вершали карательные экспедиции против староверов.

Одним из старообрядческих убежищ стали Черные леса, располагавшиеся ниже дворцовой слободы Кукарки на границе Вятского и Казанского уездов. В 1670-80-е гг. власти организовали расправу над несколькими группами старо­веров: многие были сожжены в срубе или умерли под пыткой.

Преследование приверженцев «старой веры» происхо­дило в это время и в Верхотурском уезде. В 1678 г. в Красно­ярской слободе была арестована группа крестьян и бело-мутных казаков, слушавших старообрядческую проповедь тюменца Ивана Пищалина. (Самого проповедника отправили в Верхотурский Николаевский монастырь, а крестьянина Лариона Гордеева за «хулу» в адрес царя обезглавили.

С конца 70-х гг. XVII в. одним из крайних проявлений староверческого протеста стали самосожжения. В январе 1679 г. в пустыни на речке Березовке под Ялуторовской слободой состоялась первая и крупнейшая в Зауралье «гарь», организованная старцем Даниилом (бывший тюменский поп Дементиан), где погибло 1700 человек.

Летом 1682 г. жители зауральской Утяцкой слободы отказались «целовать крест» (то есть приносить присягу) новым царям Ивану и Петру Алексеевичам. После отправки в слободу отряда служилых людей, 400 человек сожгли себя. В 80-е гг. 18 человек сгорели в одной из деревень Обнинского поречья Соликамского уезда.

Новая волна самосожжений прокатилась во второй половине 80 х годах XVII века в связи с ужесточением антираскольнического законодательства. В 1687-1688 гг. две «гари» произошли на левом притоке Пышмы — Юрмыче, близ Киргинской слободы, еще одна — в д. Боровиковой возле Куяровской слободы. Их организатором стал бывший атаман верхотурских беломестных казаков Яков Лепихин. В огне погибли сотни крестьян.

Читать так же:  Продвижение Московской Руси в Зауралье

Переплетение форм пассивного протеста с активным вооруженным сопротивлением властям ярко проявилось в событиях 1687 г. на речке Тегень (левый приток Туры). Узнав об отправке карательных отрядов из Тюмени и Тобольска, к массовому самосожжению прибегли более 300 человек. В 1688 г. более 200 человек сгорело в д. Другановой на Пышме.

Далеко не всегда участники самосожжений имели твердую установку на добровольную смерть, поскольку угроза устроить «гарь» довольно быстро превратилась в весьма действенное средство давления на представителей светской власти на мечтах, которая нередко оказывалась более податливой, нежели руководство церкви, любой це-ной стремившееся искоренить религиозное инакомыслие.

Словарик

Гости — крупные купцы на Руси в X-XVIII вв. В XVI- XVIII веках — члены привилегированной корпорации купцов, выполняли финансовые поручения правительства.

Старообрядчество — религиозно-оппозиционное движение, участники которого не приняли реформы патриарха Никона.

Скит — уединенный монастырь; скиты, основанные старообрядцами, нередко становились местом, где укрывались беглые.

«Гарь» — массовое самосожжение старообрядцев.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button