Московские князья в Пермской и Вятской землях в 14 веке
Содержание статьи
Начало колонизации уральских земель
В XIV столетии было положено начало объединению Руси. Политическим центром этого процесса стало Московское княжество.
Московские князья сумели упрочить свои позиции как ревностной службой Золотой Орде, так и кропотливым собиранием земель, которые иногда отстояли сравнительно далеко от Москвы (Белоозеро, Кострома, Галич Северный). Манили московских князей восточные просторы.
Первые московские князья Юрий Данилович и Иван Данилович (Калита), исправно платившие дань Золотой Орде, стремились получить из рук хана ярлык на великое княжение, добиваясь для себя права усиливать влияние на другие территории.
В начале XIV в. в Среднем и Верхнем Прикамье (Приуралье) располагались Вятская земля и Пермь Великая. Вятская земля считалась частью Ростово-Суздальского княжества, а с конца XIV в. — Суздальско-Нижегородского. В нем кроме местного населения — удмуртов и марийцев — проживали русские переселенцы. Основное население Перми Великой составляли коми-пермяки. Пермь Великая являлась частью Пермской земли, куда входила еще территория Перми Вычегодской. Пермь Великая располагалась в верхнем течении Камы и ее притоков — Колвы, Вишеры, Язьвы, Чусовой и др.
Путь к этим землям пролегал через Пермь Вычегодскую, где проживали коми-зыряне. Важным центром, откуда в XIV в. осуществлялась колонизация этих территорий, являлся Великий Устюг, находившийся в первой трети XIV в. в сфере влияния ростовских князей. Но формально пермские земли являлись территорией Великого Новгорода.
Приуральские земли и их население привлекали московских князей прежде всего как источник сбора дани Золотой Орде. Московское княжество начинает борьбу с Новгородом и Ростово-Суздальским княжеством за влияние на местные народы: из летописных свидетельств известно, что в 1324 г. Юрий Данилович, идя из Великого Устюга в Орду, зашел в Пермь Великую и добился участия Новгорода в совместной уплате Орде дани, собранной в Приуралье.
Иван Калита продолжил политику брата, еще более упрочив свои позиции в этом крае. В 1328 г. он предпринимает меры для укрепления за Москвой опорного центра русской колонизации Приуралья — Устюга. Он выдает замуж свою дочь за ростовского князя Константина, во владения которого входил Устюг, посылает в район Печоры своеообразную экспедицию (ватагу) для рыбного промысла. С этого времени Иван Калита рассматривает эту территорию в качестве совместных владений с ростово-суздальскими князьями,
назначая в приуральские земли своих старост.
В летописных известиях за 1332—1333 гг. сообщается о конфликте Ивана Калиты с новгородцами из-за того, что те не поставили «серебро закамское» для уплаты ордынской
дани. Новгородцы вынуждены были, собрав с Вычегды и Печоры «черный выход» для ордынского хана, передать его московскому князю. Иван Калита начал систематический сбор
дани с «пермских людей». Таким образом, при Иване Калите земли коми-зырян и частично хантов, манси и коми-пермяков попадают в политическую зависимость от Москвы. Влияние новгородцев в этом крае ослабевает.
При Дмитрии Донском позиции Московского княжества в Перми Вычегодской и на Печоре еще более упрочились. Московский князь начал передавать земли этого края своим наместникам в кормление. В 1363 году таким наместником был Андрей Фрязин.
Христианизация Перми Вычегодской
В конце XIV в., кроме военно-политических способов укрепления позиций Москвы используется деятельность христианских миссионеров. Возглавил церковную колонизацию уроженец Великого Устюга Степан Храп, впоследствии известный как Стефан Пермский. Имея великокняжескую охранную грамоту, он смело боролся с язычеством коми-зырян: сжигал их мольбища, проповедовал христианство, заключал мир с новгородцами, обеспечивал хлебом население в голодные годы. Для перевода богослужебных книг он создал
азбуку для коми-зырян. В 1383 г. московский митрополит Пи\мен с согласия Дмитрия Донского поставил Стефана Пермского во главе Пермской епархии. Этот год считается временем христианизации и фактического вхождения Перми Вычегодской в состав Русского государства.
В «Житии Стефана Пермского», составленном в конце XIV в., так говорилось о нем:
«Теперь мы лишились доброго промышленника и ходатая, который богу молился о спасении душ наших… хлопотал… о нашей пользе; пред боярами и всякими властями был нашим теплым заступником, часто избавлял нас от насилий… облегчал от тяжкой дани. Самые новгородцы, ушкуйники, разбойники слов его слушались и не воевали нас».
Пермь Вычегодская
Археологические находки дают основание говорить, что в XIV в. на землях Верхнего Прикамья стали появляться русские селения. С этого времени идет стихийная колонизация края. Началась она с севера — из районов Поморья, Вычегды, Печоры.
Таким образом, в течение XIV в., в условиях начавшегося объединительного процесса, в состав формирующегося Рус-ского государства включаются близлежащие к Уралу земли
Перми Вычегодской. Одновременно усиливается влияние Московского княжества на Приуральский регион. Более основательные шаги по укреплению влияния Московского государства на Приуралье были сделаны в XV в.