Из истории

Уральские территории в составе татарских ханств

Татарское правление на Урале в конце XV века

Во второй половине XV в. башкирские земли были раз­делены между татарскими ханствами: зауральские земли подчинялись Тюменскому ханству, южноуральские — Но­гайской Орде, западноуральские — Казанскому ханству.

В 1480 г. тюменский хан Ибак (Ибрагим) в союзе с Иваном III и крымским ханом Менги-Гиреем участвовал в походе против хана Большой Волжской Орды Ахмата, а после его ухода с р. Угры совместно с ногаями разгро­мил Орду и убил самого Ахмата.

В это же время тюменский хан сумел переместить на­правление пушной торговли на древнюю магистраль, минующую Волгу и Каму, восстановив караванный путь, связывающий Поволжье с государствами Средней Азии через лесостепное Зауралье.

После разгрома хана Ахмата часть Нижнего Поволжья попала под власть Тюмени, в некоторой зависимости от нее находилось и Казанское ханство. Усиление Тюменского ханства вызвало обеспокоенность Москвы. В 1487 г. русские войска взяли Казань, пленили казанского правителя Али-хана (Алегама) и посадили на казанский престол ставленника Москвы Мухаммед-Эмина. В 1493 г. хан Ибакбыл убит, и в последующие годы Тюменское ханство распалось. Город Тюмень был окончательно оставлен жителями и пришел в запустение.

Последние ханы из династии Шейбанидов проводили антирусскую политику. В 1505 г. сын Ибака Кулук-Султан совершил набег на русские владения в Перми Великой, но был разгромлен русскими войсками между реками Сылвой и Уфой после неудачной осады Покчи (ставшей столицей вместо сгоревшей Чердыни) и разорения Усолья Камского.

Пути за Уралом

Пушные богатства «стран полунощных», расположенных за Уралом, издавна манили предприимчивых купцов и искателей новой дани.

Самая северная речная дорога «чрез Камень» начиналась с Печоры: купцы и промышленники поднимались на легких судах по ее правому притоку Усе, оттуда попадали в Собь и из Соби в Елец. Далее «Каменным волоком», минуя 7 озер, они переваливали через Уральский хребет и входили в другую Собь, которая впадала в Обь. Из-за многих трудностей пользоваться этим маршрутом можно было только в летнее время.

Читать так же:  Урал в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годы

Второй путь, хорошо знакомый еще новгородцам по меньшей мере с XIV века, проходил по другому правому притоку Печоры — Щугору. Поднявшись до его верховьев и перевалив через горы, можно было по рекам Киртасу, Щокурьей и Сыгве (Ляпину) попасть в Северную Сосьву, впадающую в Обь. Этот путь называли в старину Зырянской дорогой, поскольку первыми ее «проведали» жившие в Приуралье коми-зыряне. Еще одно название этой дороги — Русский тес — было связано с тем, что русские путники двигались по ней, ориентируясь по затесам на деревьях. У верховьев третьего большого притока Печоры — Олеша (Илыча) — также имелся речной волок, по которому можно было преодолеть Уральский хребет.

Волго-Камский речной путь, издревле связывавший Европу и Среднюю Азию с Зауральем, шел на север через земли коми-пермяков к верховьям Камы, а оттуда «Вишерою вверх, да через Камень в Лозьву реку, да Лозьвою вниз в Тавду реку, да Тавдою рекою вниз до Тобола реки». С Камы в Сибирь можно было также попасть по Чусовой и Сылве через так называемый Тюменский волок на Уфу и далее степью — на Тобол и Туру.

В связи с важностью камских коммуникаций московские князья стремились основательно закрепиться на уральских территориях.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button