Уральские летописи и хронографы
Содержание статьи
Местное летописание на Урале
Яркой страницей отечественной культуры стало развитие летописания. У жителей Приуралья и Урала в XVI-XVII вв. встречались летописи. хронографы: сведения об истории края вошли в состав общерусского летописания. Наряду с этим здесь возникает и местное летописание. Самые ранние сведения о нем относятся ко времени образования Великопермской епархии. Появление этих исторических сочинений связано с борьбой между Московским княжеством и Новгородом за Пермские земли. Обоснование прав московских великих князей на земли Перми Великой было важным аргументом доказательства независимости пермской епархии от Новгорода.
Вслед за пермской владычной летописью был составлен Вологодско-Пермский летописный свод. Он представлен несколькими редакциями XVI-XVII вв. В конце XVI — начале XVII в. в Усть-Выми, бывшей резиденции пермских епископов, была создана Коми-Вымская летопись.
Стремление осмыслить, обобщить историю края воплотилось в сибирских летописях. Традиционное название этих памятников неполно отражает их содержание и отчасти происхождение. В них содержатся сведения о действии дружины в Приуралье, Прикамье. Исследователи убеждены. что основой исторических известий о походе Ермака, включенных в сибирские летописи, стали сведения, полученные от казаков — участников похода.
По расспросам Ермаковых казаков было составлено в Тобольске в 1622 г. «написание», послужившее основой для Синодика — краткого сообщения о походе дружины Ермака, включенного в текст «Чина православия», богослужения, во время которого в Тобольском кафедральном соборе «кликали» память Ермаку и его дружине. Казачье «написание» оказало большое воздействие на последующее развитие сибирского летописания. Оно было использовано в летописи дьяка Тобольского архиепископа Саввы Есипова в 1636 г. В этой летописи Ермак предстает как носитель «божьего промысла», а победа его дружины над Сибирским ханством — как проявление торжества христианства над язычеством.
В Строгановской летописи, созданной в вотчинах Строгановых, также было привлечено казачье «написание». Дополнив «сибирские» известия «написаниями» «приуральскими», авторы летописи широко использовали сведения вотчинного архива «именитых людей» Строгановых. Строгановы представлены здесь как инициаторы и организаторы сибирского похода Ермака, они призвали с Волги «буйственных и храбрых казаков», снабдили их оружием и припасами. Ермак здесь лишь исполнитель воли Строгановых.
Иная точка зрения на обстоятельства похода казаков в Сибирь положена в летописи, открытой известным сибирским географом и историком С. У. Ремезовым в 1703 г. в Кунгуре. В основу Кунгурской летописи легли предания, «устные летописи» участников похода. В ней содержатся сведения о появлении казаков Ермака в верховьях Камы, в вотчине Максима Строганова в 1577 г., о порядках внутри казачьей дружины, об обычаях местного населения Урала, отличающиеся большой точностью и обилием деталей. Центральное место в организации похода отводится в Кунгурской летописи Ермаковой дружине.
Устные летописи, предания о походе Ермака оказали воздействие и на городское летописание Урала и Приуралья. В Бузуновском летописце, обнаруженном А. А. Дмитриевым в одном из Соликамских сел, испытавшем влияние казачьей традиции, содержатся сведения из биографии Ермака, которым считается бывший строгановский крестьянин Василий Аленин. В другом летописце — «Летописце старых лет», возникновение которого связывается с сольвычегодскими владениями Строгановых, приводятся сведения о Ермаке, который «родом с Двины, с Борку».
Летописи, рассказывающие о походе Ермака, стали непременной составной частью круга чтения уральцев. Их читали посадские, торговые люди и крестьяне Соликамска, Верхотурья, городов Приуралья.