Тобольская икона Божией Матери

Печатается по благословению Преосвященнейшего
епископа
Тобольского и Тюменского
ДИМИТРИЯ

Тюмень, 1993 г.

Печатать дозволяется. 29-го июня 1894 г. Тобольск.

Цензор Кафедральный Протоиерей Н. Грифцов.

Проверено и просмотрено
священником Сергием Кистиным
Трехсвятительская церковь, г. Тюмень

Первая святыня Тобольскаго Кафедральнаго Софийскаго Успенскаго собора — икона Божией Матери, именуемая «Тобольскою», писана на полотне, наклеенном на доске, имеющая в вышину 5 и в ширину 3% четверти.

Приснодева изображена в убрусе и короне, с Предвечным Младенцем на левой руке. Который также в короне. Из надписи на иконе видно, что она есть точная копия, по изображению и мере, с чудотворной иконы Божией Матери Ильинской, что в Черниговском Кафедральном Соборе.

Из Чернигова в Тобольск привезена эта икона в 1711 году митрополитом Иоанном Максимовичем, в этот город приехавшим на Тобольскую кафедру из архиепископов Чернигова. При жизни Иоанна Максимовича эта икона стояла в его моленной келлии, а по смерти, последовавшей 10 Июня 1715 года, поставлена была в алтаре, прежде Антония и Феодосия Печерских чудотворцев, а ныне придела Иоанна Златоустаго, вблизи места погребения святителя.

Для прославления Богоматери и благодарнаго воспоминания приснопамятнаго митрополита Иоанна Максимовича, молитвенно простиравшагося пред ликом Богоматери, а быть может, в молитвах пред ним и отошедшаго в вечность, находим нужным подробнее сказать о чудотворном образе Тобольской Божией Матери.

По изследованиям автора «Описания Собора», изд. 1852 г., с чудотворной Черниговской иконы Божией Матери, не позже второй половины прошлаго столетия, прославилась благодатными явлениями, стала именоваться «Тобольским чудотворным образом Пресвятыя Богородицы», и в честь ея 5-го Июля установлено особое празднество: но все же она оставалась на прежнем месте — в алтаре Златоустовскаго придела.

С течением времени, говорит автор описания «Наиболее чтимых икон в Тобольской епархии», икона мало-помалу пришла у жителей Тобольска в забвение: перестали и праздновать 5-е Июля и только в 1848 году возобновилось достойное почитание ея. О начале этого возобновления почитания св. иконы сохранился документ, присланный в собор в копии, при указе Тобольской Духовной Консистории, от 31 Июля 1873 года за № 7432, для хранения при памятной книге Собора.

«Дни 13 и 14 Июля, — так говорится в этом документе, — по своим событиям, совершившим ся в Тобольске, глубоко сохранились в нашей памяти, а потому мы (т. е. представители общества — нижеподписавшиеся) в настоящее число, как день 25-ти летия совершившемуся, сознавая непрочность человеческой жизни, искренно желая распространения славы Пресвятой Богородицы, в уважение чудотворных действий Тобольской иконы Божией Матери, решили записать эти события, удостоверив правоту их нашим подписом.

В ночь на 13-е Июля 1848 г. икона Почаев- ской Божией Матери, находившаяся в Иоанно предтеченском, междугорном, ныне Иоанно-Вве-денском женском монастыре, приснилась мещанину Ивану Пермякову, человеку христианской жизни, ныне умершему, а тогда жившему в Подчувашинском предместье, в небольшей бедной хате. При этом Пермякову было указание, чтобы жители Подчувашинскаго предместья подняли Почаевскую икону и принесли в «Подчуваши», в избавление от свирепствовавшей тогда холеры.

На другой день Пермяков объявил жителям о видении.

Избрав из среды своей депутатов, жители «Подчуваш» отправили их с Пермяковым в Ивановский монастырь к настоятелю Гавриилу, а с ним последним посланные были представлены Преосвященному архиепископу Георгию, который и благословил поднять одновременно икону и, по отслужении молебна, отнести обратно в монастырь местностию, называемою «Тырковка».

Слух о явлении иконы, распространившись по городу, вызвал в жителях усердие служить молебны с поднятием иконы в город, почему многие из граждан обратились с этим к бывшему тогда кандидатом городскаго головы купцу Ивану Яковлеву Бронникову, который, желая осуществить усердие граждан, пригласив в думу мещан- скаго старосту Димитрия Ильина Метелева и мещанина Козьму Николаева Николаева, поручил им отправиться в Подчувашинское предместье, для вернаго разузнания обстоятельств.

Прибыв в Подчуваши, присланные, расспросив Пермякова, пригласили его в думу. В думе Городскаго Головы не застали, а между тем у жителей города сформировалось желание просить преосвященнаго, предварительно поднятия иконы в Подчуваши, принести ее в собор, где и отслужить обедню. Холера в это время достигла ужасающих размеров.

В распоряжении относительно приноса иконы произошла медлительность и время протянулось до 5 часа пополудни.

В это время у одного из граждан, мещанина Козьмы Николаева, состоявшаго тогда помощником коммисара участка большой Архангельской улицы и Подчувашинскаго, по холерному комитету, явилась мысль возобновить чествование за бытой жителями иконы Пресвятой Богородицы Тобольской. Мысль эта тотчас была приведена в исполнение.

В 7 часов вечера 13-го же числа, кандидат головы Бронников, с депутатами-купцами: Иваном Черемисиновым, Александром Ершовым и мещанами: Стефаном Кузнецовым, Григорием Сильвестровым, Иваном Пермяковым, Димитрием Метелевым, Михаилом Чебыкиным и Козьмою Николаевым, отправился к преосвященному и объявил желание жителей города поднять в собор Почаевскую икону Божией Матери и возобновить празднование Тобольской иконы Божией Матери, находившейся тогда в приделе Иоанна Златоустаго, где покоится уважаемый митрополит Иоанн Максимович.

Преосвященный сначала затруднился даже в отыскании Тобольской иконы Божией Матери, но, выслушав указание мещанина Козьмы Николаева, подкрепленное книгою «Памятник веры», он благословил просимое и тотчас же приказал открыть благовесть для совершения всенощной, причем сделал распоряжение, чтобы на другой день, при приносе Почаевской иконы Божией Матери, она была встречена до литургии у церкви чудотворца Николая иконою Тобольской, с подобающею честию.

На другой день, т. е. 14 Июня, преосвященный с крестным ходом встретил Почаевскую икону, а по отслужении литургии в соборе, совершен был крестный ход вокруг города. По отслужении последняго молебствия у церкви Архистратига Михаила, Тобольская икона, в сопровождении духовенства, была отнесена в собор, а икона Почаевская — в Подчуваши, а оттуда, по отслужении молебна, была отнесена в собор же, где и находилась до относа Абалакской иконы Божией Матери, т. е. до 25-го Июля.

С 15-го Июля холера начала заметно ослабевать и затем вскоре совершенно прекратилась.

В память избавления от ужасной болезни, жители Тобольска просили преосвященнаго, еженедельно, по пятницам после вечерни, со звоном в соборе, читать акафист Божией Матери, что совершалось до сего времени неопустительно соборянами, а с приездом в Тобольск епископа Агафангела совершается служение молебна и чтение акафиста Божией Матери самим Архипастырем.

Случаи милосердия от Тобольской иконы Божией Матери (продолжает документ) в городе Тобольске были следующие:

  • Тобольский купец Яков Ершов, служивший в должности соборнаго старосты, страдал временно совершенным безумием. Узнав о возобновлении чествования иконы, он просил свое семейство о приносе ея в его дом, что и было сделано 14-го Июля. Усердныя молитвы его и семейных были услышаны Владычицей Небесной: больной попра-вился и пребывал до конца жизни в совершенном здоровье.
  • Купеческий сын Александр Иванов Спиридонов страдал онемением пальцев рук и ног, что отнимало у него возможность движения, и, кроме того, болезнью, схожею с пляской св. Витта. Кормили его окружающие.

После приноса к нему иконы, молитва и здесь была услышана. Страдалец получил исцеление и на другой день, хотя слабо, но уже владел пальцами.

  • Чиновница Анна Попова, страдавшая неизлечимою болезнею, по отпетии акафиста Богородице пред Тобольскою иконою в ея доме, выздоровела. Настоящее удостоверение (так заканчивается приведенный документ) поручается передать Тобольскому духовному Начальству чрез посред ство мещанина Козьмы Николаева. Г. Тобольск. 13 дня июля месяца 1873 года» .

*** Подлинное подписали: Тобольский мещанин Козьма Николаев Николаев, Тобольский мещанин Димитрий Ильин Метелев, Тобольский мещанин Иван Петров Пермяков, а по безграмотству его подписал Березовский мещанин Семен Ершов. — Действительно совершилось надо мной исцеление. Тобольский мещанин Александр Иванович Спиридонов. — По открытии в г. Тобольске чудотворной иконы, именуемой Тобольскою, в 1848 г., по случаю бывшей в том году эпидемической болезни—холеры, в том же году родной мой отец, Тобольский купец Яков Петрович Ершов, был одержим болезнью умопомешательства, но когда св. сия икона принесена была в наш дом для принесения ей молитвы, отец мой стал приходить в совершенное сознание. Это я хорошо помню, так как мне было тогда 15 лет, и после того болезнь его замечательно стала ослабевать и в непродолжительном времени совершенно он пришел в нормальное состояние, что подтвердит и моя мать Анна Михайлова, равно и родственники наши. Березовский мещанин Семен Яковлев Ершов. — Коллежская ассесорша Анна Петровна Попова в 1848 г. была одержима болезнью холерою и получила исцеление после принятия в доме чудотворной иконы Божией Матери Тобольской, что и подтверждаю, по безграмотству Анны Поповой, сын ея Николай. Тобольский мещанин Михаил Андреев Чебыкин. Верно: Секретарь Никольский, Столоначальник Апполон Низковский.

В благодарность за исцеление, купцом Ершовым в 1849 г., несмотря на небогатое его состояние, на Тобольскую икону Божией Матери устроена в Москве серебряная, вызолоченная риза, и св. икона в настоящее время стоит местною в теплом Покровском соборе, в богато украшенном киоте, против праваго клироса. Чествование Тобольской иконы Божией Матери с каждым годом увеличивается: на акафист, читаемый Архипастырем каждую пятницу, несмотря на отдаленность собора от центра города, не мало собирается богомольцев. А с 1881 г. и самый праздник 5 июля в честь Тобольской иконы Божией Матери стал далеко торжественнее против предшествующих годов.

Причиною этого было следующее: св. икона Почаевской Божией Матери должна приноситься в Тобольск 26 июня и выноситься 5 июля, когда отправляются жители Тобольска для встречи чудотворнаго Абалакскаго образа Божией Матери. Почаевская икона Божией Матери приносилась в Кафедральный Собор только к литургии 5-го июля, а потому на всенощном бдении на 5-е июля в соборе, кроме местнаго причта, не бывало из богомольцев никого. Граждане г. Тобольска, видя в этом как бы некоторое небрежение к многочтимой Тобольской иконе Божией Матери, ходатайствовали пред Преосвященным Епископом Василием, чтобы Почаевская икона Божией Матери приносима была в соборе не 5-го июля к литургии, а на 5-е к всенощному бдению. Желание граждан уважено, и с 1881 г. как всенощное бдение, так и литургия во славу Пресвятыя Богородицы совершаются архипастырями торжественно, при многочисленном стечении богомольцев.

Незримая сила благодати от пречистаго лика Богоматери проявляется в наше время и дает знать о себе не только в нашей местности, но и далеко за пределами Тобольской губернии. В 1876 г. на имя покойнаго кафедральнаго Протоиерея Н. Розанова получено было в Подольской губернии, г. Литина, от Константина Павловича Штраумберг и жены его Александры Штраумберг письмо с одним руб. такого содержания: «Почти год как жена моя получила во сне требование поставить свечу Тобольской иконе Божией Матери; кем выражено было это требование, — яснаго ответа в этом она дать не может. Требование это тем более удивительно, что она даже не знала, существует ли Тобольская икона Божией Матери; да и о существовании самаго Тобольска знала потому, что он упоминается в географии. За разрешением вопроса, существует ли Тобольская икона Божией Матери, мы обратились к местному священнику; он не знал; обратились к полному месяцеслову, и отсюда узнали, что Тобольская икона Божией Матери есть и что память этой иконы празднуется 5-го июля.

После этого оставалось только исполнить требование, но, к несчастью, в разных житейских тревогах и заботах, мы забыли о сне; только теперь, после того, как наши старания получить желаемое не имели успеха, я вспомнил сон жены и требование поставить свечу. Так как мы никого в Тобольске не знаем, а потому разумнее всего обратиться с этою просьбою к Вам, к служителю той самой церкви, в которой находится икона упоминаемой Божией Матери; вот почему я пишу к Вам и убедительнейше прошу Вас, на прилагаемый один руб., купить одну свечу и поставить ее пред иконою Божией Матери 26 Декабря, — в этот день празднуется собор Божией Матери, или же, если я опоздал, то 1 Января.

Еще одна просьба: потрудитесь уведомить меня, — для этой цели прилагаю марку, — нельзя ли в Тобольске, или в другом городе купить копию с Тобольской иконы Божией Матери, и если можно, то что будет стоить копия с пересылкой. Я вполне уверен, что Вы не откажете исполнить нашу просьбу. Быть может, в исполнении нашей просьбы единственное средство нашего спасения, и потому я вперед приношу Вам наше искреннее задушевное спасибо.

Просим Вашего пастырского благословения и в своих молитвах не забывайте вспоминать грешных рабов Божиих и Ваших преданных слуг Константина и Александры Штраумберг».

*** Подлинное письмо хранится при памятной книге собора, в которую и записано оно (стр. 17), причем покойным о. протоиереем Розановым после записи в памятной книге содержания этого письма, пояснено, что просьба г. Штраумберг исполнена 18 Января 1876 г. и ответное письмо послано.

В памятной же книге собора, в описании чудес от Тобольской иконы Божией Матери, между прочим, под № 5 записано:

«Могу сказать и о себе, что и я получил помощь милосердной Царицы Небесной от чудотворнаго Ея образа и не однажды, а более четырех раз. Благодарность к Божией Матери заставила меня везде прославлять Ея имя и чудотворную Ея икону: с этою мыслию я отправил два списка с Тобольской иконы Божией Матери — один в Тобольский пехотный полк, в Севастополь, а другой в Петропавловский порт— в Камчатку, — на защиту православных наших воинов от сильных врагов».

Нет сомнения, что это писал Козьма Николаев Николаев, Тобольский мещанин, который теперь уже отошел в вечность.

Царица Небесная, принимая молитвы верующих и многоразличныя их чествования к прославлению своего имени, по неисповедным для нас путям, допускает до пречистаго своего Лика и таких лиц, которыя, к стыду христиан, грубо, дерзко святотатствуют.

Так, в ночь на 19 Августа 1876 г., дерзкий святотатец, чрез взлом решетки в окне с северной стороны, спустился в собор и выкрал с св. престола один серебряный крест с св. мощами — дар царя Михаила Феодоровича и другой серебряный же без мощей, а с Тобольской иконы Божией Матери похитил серебряный венец с камнями, также и с Богомладенца, и драгоценную коронку, осыпанную крупными и мелкими бриллиантами, с яхонтом в средине.

Но Царице Небесной благоугодно было, скрыв, быть может до времени, дерзких святотатцев, открыть похищенное. Св. кресты вскоре были найдены, в изломанном виде, близь Тобольска на Панином бугре; причем в кресте, дарственном от царя Михаила Феодоровича, не оказалось св. мощей и камней.

Затем, почти через четыре года, 19 июля 1880 г., Тобольскаго баталиона 4-й роты ефрейтор Иван Горянинов, назначенный за старшего, с рядовыми: Нечаевым, Курвановым, Ивановым и Соболевым, плести коробья для роты, за архиерейскою рощей нашел в тряпице драгоценные вещи, которыя и представил к начальству (отношение Тобольскаго местнаго — баталиона в Тобольское городовое Полицейское Управление, от 22-го июня 1882 г. № 2277).

Найденныя вещи оказались не что иное, как венцы с Тобольской иконы Божией Матери и Богомладенца, некоторые части от креста, найденнаго ранее, но только все в изломанном виде, драгоценная же бриллиантовая коронка совершенно целою; все эти вещи, по надлежащем удостоверении полиции, хотя и не скоро, но возвращены в собор. Вероятно, тряпка с вещами была зарыта в землю, но не глубоко, а потому их и вымыло снеговою или дождевою водой. Вместо похищенных венцов с Богоматери, тогда же одним благочестивым лицом из граждан г. Тобольска сделаны новые с камнями.

Таким образом, в небесном совете мы имеем сильную за нас ходатайницу. За то на обоих поушариях земли, в обширном христианском мире, нет царства, нет народа, который бы не благоговел пред св. Девою. Да и как нам, воспитанным в церкви православной, не ублажать Пречистую Матерь Господа? Отечество наше исполнено зна-мениями Ея милостей.

Не будем говорить о тех неисчислимых избавлениях от бед, исцелениях и утешениях, изливаемых рукою Богоматери, которыя сокрыты от мира и известны только Богу и получающим оныя. Обратим наши взоры на те светлыя точки на земли нашей, которыя озарены особенно яркими и обильными лучами благодеяний Царицы Небесной; на те многия места, где являлся чудотворный лик Ея. И что же мы видим?

Тысячи страждующих получили и получают, по вере своей, облегчения и уврачевания от тяжких и часто неисцельных болезней. И где только появлялся чудотворный лик Богоматери, в глуши ли девственных лесов, среди ли болот, на утлом ли пне, на диком ли утесе, тотчас сбегались люди, воздвигались храмы, обители и часто города, и жители отдаленных стран обширной России спешат туда же для благовейнаго поклонения пречистому образу Богоматери.

Счастливы и мы жители далекаго Севера, имея чудотворный образ Божией Матери! Будем же в благовейном восторге, и еженедельно на акафистовом пении, и возможно чаще, повергаясь в прахе пред пречистым ликом Богоматери, изливать свои горячия молитвы и вместе с церквию петь: Достойно есть величати Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего, честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога-Слова родшую.
Протоиерей Н. Скосырев.

Послесловие

Благодарим Господа нашего Иисуса Христа и его Пречистую Матерь, что после многих лет забвения восстанавливается Православная Церковь и почитание Чудотворных Икон. Издание книги «Тобольская икона Божией Матери» наша малая лепта в этом деле.
Даст Бог и Божия Матерь восстановится Ея Икона «Тобольская» и явит новые исцеления и чудеса!

Священник Сергий Кистин
24 декабря 1992 г.