Собрание меднолитой пластики Екатеринбургского музея изобразительных искусств
Содержание статьи
Круг уральского литья
Собрание меднолитой пластики Екатеринбургского музея изобразительных искусств насчитывает 296 единиц хранения, датируемых XVII — XIX вв. Началом его формирования стало поступление в 1959 — 1961 гг.
228 предметов, переведенных из фондов Свердловского краеведческого музея. На сегодняшний день в коллекцию входят 157 икон, 120 складней и их фрагментов, 19 крестов. Исследование и пополнение собрания началось с 1986 г., когда Свердловская картинная галерея была реорганизована в Свердловский музей изобразительных искусств. Кроме единичных поступлений, фонд медного литья пополнился и целыми коллекциями. Так, в том же 1986 г. вместе с коллекцией живописных икон у художника Н. Г. Чеснокова было приобретено 45 предметов меднолитой пластики. Это частное собрание сложилось в 1950 — 1960-е гг. как итог поездок в Невьянский район и населенные пункты по реке Чусовой.
Значительную группу памятников в собрании музея составляют иконы моленные, изготовленные в различных регионах России. В основном они относятся к образцам поморского, московского, гуслицкого и уральского литья, каждое ю которых имело свои отличительные черты и особенности. Наиболее часто среди них встречаются изображения Богоматери, Николая Чудотворца и избранных святых. Произведения Поморья и Москвы служили эталоном для многочисленных отечественных провинциальных мастерских. Для этих центров художественного литья характерны необычайная пластичность моделировки фигур, декоративность и использование ярких цветных эмалей.
Памятники XVII — VIII вв., исполненные под влиянием Москвы, представлены в нашем собрании несколькими произведениями: это створка панагии «Троица Ветхозаветная» и иконы с изображениями святителя Николая Чудотворца. На створке панагии воспроизведена композиция «Троицы» Андрея Рублева, ставшая образцом для изображения этого сюжета в разных произведениях изобразительного искусства московских мастеров. На ее оборотной стороне — «Распятие Христово с предстоящими».
Более всего в литых иконах были распространены различные изводы Богоматери, которую почитали как заступницу православной веры и устроительницу обителей. В собрании музея хранятся эмалевые иконы с изображением Богоматери Владимирской (3 цвета), Богоматери Казанской (5 цветов), Богоматери Одигитрии (3 цвета). Икона с изображением Богоматери «Всех Скорбящих Радость» (3 цвета) имеет монограмму «М. Р. С. X.» известного московского мастера Родиона Семеновича Хрусталева, работавшего в последней четверти XIX в. Его изделия отличаются высоким качеством литья и чеканки, богатой палитрой эмалей.
Следует отметить, что московские мастера сохранили в своих работах орнаментику, восходящую к XVIII в. и широко используемую в обрамлении полей икон.
В XIX в. значительно расширяется иконография — как и в иконописи, в медном литье большое распространение получают слож-ные многофигурные композиции: «Не рыдай мене, мати», «Огненное восхождение Ильи-пророка», «Единородный Сыне», «Чудо Дмитрия Солунского о нечестивом царе, со Спасом Нерукотворным и избранными святыми».
Среди складней, относящихся к XVIII в., особенно выделяются два: «Двунадесятые праздники» и малый «Деисус», изготовленные старообрядцами поморской Выговской пустыни, известного художественного центра, славившегося иконописцами и мастерами по производству культовых предметов. Выговское (Выгорецкое) обще жительство было основано в 1694 г. в 70 верстах от Онежского озера и получило свое название от протекающей здесь реки Выг.
Складень «Двунадесятые праздники» включает 12 композиций небольшого размера на темы евангельской истории. По верхнему краю центральной створки расположены две маленькие петельки со сквозными отверстиями для шнурка. На левой створке изображены «Благовещение», «Рождество Христово», «Рождество Богородицы», «Введение Богородицы во храм»; на среднике — «Сретение Господне», «Богоявление», «Преображение Господне», «Вход Господень в Иерусалим»; на правой — «Воскресение Христово», «Вознесение Господне», «Троица Ветхозаветная», «Явление Богоматери». Оборотная сторона правой створки, являющейся крышкой складня, оформлена в виде ромба, в центре которого в кру¬ге на фоне Града Иерусалима изображен Голгофский крест с орудиями страстей и надписями, характерными для старообрядцев поморского согласия. По углам створки размещены символы евангелистов.
Малый складень с изображением поясного «Деисуса» занимает особое место среди памятников поморского искусства XVIII в., не-случайно трехчастная икона с таким изображением была на вратах Выговского (Выгоредкого) общежительства. Складень состоит из трех икон-клейм — Иисуса Христа, Богородицы, Иоанна Предтечи — и необычен тем, что на его обороте нет традиционного изображения Голгофского креста. Изделие отличается особой тонкостью, легкостью и чистотой литья.
Памятники медного культового литья XIX в., происходящие из среднерусских земель, представлены в собрании музея многочисленными экспонатами.
Центром меднолитейного производства у старообрядцев-поповцев были подмосковные Гуслицы. Здесь отливали большое число изделий, часть которых отправляли на продажу в Москву, а часть — в другие центры старообрядчества. Особенностями гуслицкого литья являются навершия с прорезными херувимами и серафимами, определенный подбор праздников на створках складней и крепление боковых створок на загнутых вверх петлях средника. Там же был создан особый тип креста с крупными рельефными буквами «I. Н. Ц .И.» на верхней перекладине и с образом Господа Саваофа в облаках.
В нашей коллекции представлен знаменитый гуслицкий крест «Распятие Христово с предстоящими и праздниками» («Большое Патриаршие Распятие»), врезанный в живописную икону и являющийся календарем и образом торжества христианской веры. Уникальным в музей ной коллекции является такой культовый предмет, как складень XVIII в. с утраченной левой створкой, в среднике которого в трехчетвертном повороте изображен преподобный Макарий Унженский и Желтоводский в предстоянии святой Троицы.
Сравнительно небольшую группу памятников можно отнести к кругу уральского литья. Типологический, стилистический и техно логический анализ произведений позволяет утверждать их местное происхождение. Это — кресты, складни, многочисленные иконки и образки, в основном отлитые в конце XVIII — начале XX в. по старым древнерусским формам. Наиболее распространены среди них иконы с изображением святого Николая Чудотворца, Богоматери Казанской и, особенно, Богоматери «Всех Скорбящих Радость».
По своей распространенности эти изделия уступают лишь крестам — основной святыне христианского мира. Произведения мелкой пластики были привозными и отливались в местных условиях как новоделы. Иконы выполнялись из медного сплава светло-желтого цвета с разной толщиной отливок, часть из них имела огневое золочение и была украшена эмалями в один-три цвета, создававших образ неба и духовного света. Предпочтение отдавалось темно-синему стекловидному, синему и белому глухому. В белой эмали использовался оксид свинца, в темно-синей — двуоксид меди, в светло-синей — оксид меди с добавлением оксида свинца. Иконы XVIII в. — легкие и тонкие, с тщательной проработкой изображения, имеют в основном необработанный напильником оборот.
Значительная часть предметов, входящих в собрание, бытовала в местах и населенных пунктах ведущих старообрядческих центров Урала: Нижнем Тагиле, Невьянске, Черноисточинске, Екатеринбурге.
Разнообразие композиционных и иконографических типов меднолитой культовой пластики, представленной в коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств, свидетельствует о том, что она занимала особое место не только в уральском, но и во всем древнерусском искусстве.