Калейдоскоп

Иконостасное дело на Урале

Мастера изготовления иконостасов из Туринска

Иконостасное дело, как один из видов художественной резьбы известен на Урале с XVII века. До 1764 года главные церковные мастерские существовали при Тобольском архиерейском доме.

Среди резчиков — выходцы из Новгорода, Соли Вычегодской, Великого Устюга, обучавшие учеников из вотчинных земель епархии.

С начала XVIII в. здесь же работали киевские мастера, привнесшие традиции «украинского барокко». Как развитые центры культовой резьбы известны на Урале мужские монастыри — Пыскорский Преображенский (1560-1797), Верхотурский Николаевский (1604-1920-е), Далматовский Успенский (1644-1920-е).

Со второй половины XVIII века искусство резьбы широко распространено в Соликамске, Чердыни, Тобольске, Тюмени и Туринске.

Особенно славились туринские мастера

«украшавшие иконостасы очень порядочной живописью и изящной резьбой, далеко лучше суздальской работы».

О славе туринских мастеров по украшению иконостасов я узнал только сегодня. И стало грустно от того, что славные дела наших дедов и прадедов исчезли без следа. Это и туринская роспись матрёшек, и украшение иконостасов. А местным властям до исторической памяти славных дел туринских мастеров и их возрождения нет никакого дела.

В XIX в. резчики иконостасов работали в Перми — 1, Соликамске — 2, Чердыни — 3, Кунгуре — 2, Екатеринбурге — 4, Ирбите — 2, Верхотурье — 3.

Над оформлением уральских церквей много трудились и артели московских, ярославских, суздальских, вятских резчиков.

С середины XIX века в регионе появились первые частные иконостасные заведения. В 1900-е специализированные мастерские работали в Екатеринбурге — 8, Перми — 4, Шадринске — 3, Камышлове — 2, Верхотурском уезде — 3. Кунгуре — 1, Чердыни — 1, Оренбурге — 2, Уфе — 1, Челябинске — 1 и Орске — 2.

Читать так же:  Центр Екатеринбурга

Известные мастера в Екатеринбурге: Н.Н. Антипин (1888-1914), П.О. Кожевников с сыновьями (1860-1910-е), Н.Г. Стариков (1856-1917); в Перми: А.Н. Мамаев (1889-1914), В.Ф. Швецов (1895-1914) и А.С.Рякин (1907-1916); в Шадринске: В.В. Лазарев (1887-1890-е), Чердыни: В.И. Федосеев (1868-1910).

Наиболее ранний из сохранившихся до наших дней — иконостас Пискорского мужского монастыря для нового здания Преображенского храма в обители (1758-62). В 1781 перенесен в Пермский кафедральный собор.

Типичный пример позднего времени — иконостас Свято-Троицкой церкви Ирбита (1906-09), перенесенный мастерской Кожевникова в Екатеринбург.

Литература:

  • Уральский торгово-промышленный адрес-календарь. Пермь, 1901-1911.
  • Культура русского населения Сибири в XVII-XVIII вв. Новосибирск, 1968.
  • Уральская икона. Екатеринбург, 1998.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button