Бытовые условия жизни уральцев в XVII веке
Жилище
Русские переселенцы принесли на Урал культурные традиции тех территорий. откуда они приходили. Преобладание выходцев из Поморья обусловило широкое распространение элементов материальной культуры Русского Севера. Поселения располагались преимущественно по берегам рек или на водоразделах, при мелких речках, реже — по берегам озер. Дома старались ставить на возвышенных местах, чтобы избежать затапливания во время наводнений, окнами на восток — на солнце. Преобладали малодворные деревни, часто в один-два-три двора. В более южных районах вдоль сухопутных дорог возникали относительно крупные селения. Чаше встречался свободный характер застройки поселений, когда усадьбы располагались произвольно, сообразуясь лишь с конкретными окружающими природными условиями. Однако со временем увеличивалось количество селений с рядовой, или линейной, застройкой — дома тянулись в одну-две улицы вдоль реки или тракта.
И городская, и деревенская усадьба XVII в. представляла собой комплекс жилых и хозяйственных построек. В обильных лесами районах ставили дома, рубленные из ели или сосны. Пол старались располагать повыше от уровня земли — подводили под дом фундамент из камня, деревянных тумб по углам или вертикальных стоек и плах по всему периметру стен. Помещение между полом и землей («подклет», «голбец») служило хозяйственным целям. В южных районах, где в лесе был недостаток, строили низкие избы, часто из некачественной тонкой древесины (липы, осины). Пазы между бревнами или целиком стены промазывали глиной. При этом сруб ставился прямо на землю на саманное основание.
Преобладали дома, состоящие из собственно жилого помещения (избы), сеней и клети (в ней хранились хозяйственный инвентарь, одежда, посуда, продукты и пр.). Во многих домах вместо клети была горница — парадное помещение, предназначавшееся для приема приезжих гостей; в их отсутствие горница обычно не отапливалась. Встречались в немалом количестве и двухкамерные дома (изба-сени).
Вся усадьба огораживалась. Дворы на Среднем Урале, как правило, делали крытыми; иногда они имели общую крышу с домом, получался один дом-комплекс. На юге, в районах с более мягким климатом, необходимости в крытых дворах не было. У нерусского населения постройки на усадьбах располагались более свободно. Большая часть хантов и манси продолжала жить в традиционных бревенчатых юртах с земляным полом и открытым очагом-чувалом или в полуземлянках и каркасных чумах, крытых оленьими шкурами, берестой, дерном. И. Идее, побывавший в конце XVII в. в юрте у чусовских манси, писал:
«У них нет табуретки, есть нечто вроде широкой лавки, тянущейся вокруг всей избы над земляным полом, в локоть высотой и два локтя шириной. На них и сидят вогулы, как персы, поджав под себя ноги, на них же и спят». Башкиры-скотоводы имели войлочные решетчатые кибитки и конусообразные шалаши, крытые сеном, ветками, древесной корой. У западных башкир широкое распространение получили четырехугольные срубные жилища. На юге Башкирии строили пластовые дома из дерна, с плоской крышей, покрытой тем же дерном или залитой глиной, смешанной с соломой.
Техника домостроительства, внутреннее устройство жилищ, оформление интерьера у русского и коренного населения Урала со временем эволюционировали под воздействием многих факторов: изменения социально-экономических условий, этнодемографической ситуации, взаимовлияния культур разных народов.
Дома ставились на возвышенных местах окнами на восток — на солнце.
Одежда
Преобладала в XVII в. одежда из материалов собственного производства. Однако широко использовались и покупные ткани, а горожане охотно приобретали у купцов также готовые изделия. На Урал с запада и востока везли сукна, крашенину, холст, «иноземные» материи (камку, атлас, кумач, миткаль, бархат, тафту, бязь и др.), кожи, разнообразные предметы одежды и обуви, головные уборы, украшения.
У русских и коми в одежде обнаруживалось мало различий — сказалась длительная активность их исторических контактов. Мужчины и женщины носили длинные (у мужчин почти до колен, у женщин — до ступней) туникообразные рубахи со стоячим воротником; мужские рубахи были косоворотками.
Дополнялся мужской костюм зауженными книзу штанами-портами. Женщины поверх рубахи надевали сарафан. В некоторых местах сарафан называли «верхниней». Сшитые из холста домашнего производства сарафаны были известны под названием «дубасы». Праздничный сарафан украшался пришитыми спереди и по подолу лентами или золочеными и серебряными пуговицами. Уральские горожанки старались не отставать от моды, и многие из них щеголяли в юбках — это был сравнительно новый предмет женской одежды. Из центра страны поставлялись как готовые юбки, так и «юбочный суконный лоскут».
Очень распространенной женской верхней одеждой была телогрея, надеваемая поверх сарафана и схожая с ним по покрою, но имевшая длинные, суживающиеся к кисти, рукава. Телогрея шилась распашной. Носили также шугаи, напоминавшие обычную кофту, и душегреи (душегрейки), имевшие вид короткой кофты, но без рукавов. Женский костюм дополнялся передником («запоном», «фартуком»).
В состав мужского комнатного платья входил еше зипун — облегающая, довольно короткая куртка, надеваемая поверх рубахи. Как домашней, так и уличной одеждой служили кафтаны. Они различались по длине и покрою (были свободными или приталенными), но все имели впереди разрез и застегивались на пуговицы.
Зимой мужчины и женщины ходили в нагольных или крытых тканью шубах. Богатые люди имели собольи, бобровые, лисьи шубы. Менее «достаточные» жители обходились шубами из овчины или недорогого меха. На севере, особенно в Зауралье, с его суровыми зимами, овчинные шубы носили немногие; здесь предпочитали теплую одежду на заячьем, песцовом или беличьем меху. Местные русские жители активно перенимали у коренных народов одежду из оленьих шкур — глухие малицы, парки, совики и пр.
У русских одежда обязательно подпоясывалась — не только из практических соображений, но и в силу приписываемых поясам сакральных свойств.
Разнообразными были женские головные уборы. Девушки носили налобные повязки («перевязки»), венцы и венки с лентами; женщины — кокошники, чепцы, сороки, убрусы, шамшуры, повойники, платки; встречались также древние полотенчатые и кичкообразные уборы. Под влиянием русских кокошники и шамшуры вошли в быт коми-пермячек. Мужчины повсеместно носили войлочные колпаки, шапки из овчины; получили также распространение меховые треухи и малахаи.
Обувь у русских преобладала кожаная. В Зауралье лаптей вообще не носили. Приуральские крестьяне плели лапти с прямым круглым носком, которые можно было надевать на любую ногу. Коми, удмурты и марийцы предпочитали лапти с косым носком — у них они служили главной обувью в теплое время года. Из кожаной обуви на Урале были известны коты и бахилы без каблуков (коты были не выше щиколотки, бахилы шились с голенищами до колен), башмаки, уледи и порубки (обувь охотников и рыболовов с низким разрезным голенищем), чарки, чеботы (полусапожки на мягкой подошве). Зимой ходили также в валенках. Женская и мужская обувь практически не различалась.
Преобладала одежда из материалов собственного производства.
Пища
В пище уральцев первое место занимали мучные и крупяные блюда: хлеб, пироги, оладьи, блины, калачи, пряники, баранки, караваи, ковриги, толокно (из овсяной муки), разнообразные каши. К кашам подавались кисели, патока, животное и растительное масло. В качестве начинки для пирогов использовались мясо, рыба, овощи, творог, грибы, те же каши и пр. Большое место в рационе занимала мясная и молочная пища. У скотоводов она преобладала. Обычной горячей пищей были щи, приготовляемые на основе мясных бульонов с добавлением овощей, мясные супы. Мясо варили, жарили, солили. вялили. Из голов животных приготовляли студень.
Мусульмане не употребляли свиного мяса. Православные должны были соблюдать посты, когда скоромную пишу употреблять запрещалось. У хантов и манси основу питания составляли рыбные блюда. Рыба вообще употреблялась в пишу повсеместно и в больших количествах. Ели свежую, соленую, вяленую, сушеную рыбу. Лучшие сорта рыбы стоили на местных рынках нередко дешевле хлеба. Популярным блюдом была уха. Из рыбной смеси делали окрошку и рыбную кашу. Из холодных рыбных закусок предпочитали икру. Ее употребляли не только в сыром виде, но и варили в уксусе или маковом молоке. Приготовляли также икряные блины, испеченные из крупчатой муки с добавлением взбитой икры. Обилие рыбы в уральских реках давало возможность разнообразить рыбный стол.
Свежие и соленые овощи, грибы, ягоды, орехи, дикорастущие растения, привозные пряности дополняли пищевой рацион населения Урала. Из напитков излюбленными были квас, пиво, мед вареный и ставленный. По праздникам пили и «зелено вино»; заморские вина оказывались доступными только местной знати. В XVII в. на Урале, как и по всей Руси, получает распространение чай, ввозимый из Средней Азии и Китая.
В пище уральцев первое место занимали мучные и крупяные блюда.
Утварь
Посуда, в основном, была деревянной и глиняной. Большое распространение получили также оловянные блюда, тарелки, стаканы, кружки, которые завозились в Россию из Англии через Архангельск и оттуда расходились по всей стране. Но оловянной посудой пользовались преимущественно горожане.
Бытовала также кухонная утварь из меди и железа — котлы, тазы, сковороды, ендовы, кувшины и т. п. В обиходе местной знати, богатых людей имелась золотая и серебряная посуда.
Религия
В домах у православных передний угол занимали иконы. Религия, церковь играли важную роль в жизни людей. Приходские храмы и часовни, как правило, строились, снабжались утварью и книгами за счет «мира». Церковные трапезные иногда становились местом проведения общественных («мирских») собраний, на которых, в частности, нередко выбирался церковный причт. Образ жизни сельского духовенства был близок к крестьянскому: причетники занимались обработкой земли, промыслами, торговлей, держали скот; в их домах к столу подавали обычную деревенскую пищу; не было отличий ни в одежде (если не считать служебного облачения), ни в утвари. Это не мешало прихожанам почтительно относиться к своим духовным наставникам, исправно посещать церковные службы, исполнять церковные обряды. Хотя некоторые явления в быту уральцев осуждались церковными властями. Так, местная молодежь любила в праздники покачаться на качелях; на Рождество и Богоявление в городах и деревнях колядовали с переодеванием, пением, розыгрышами, причем все это действо сопровождалось игрой на гуслях, домрах, волынках.
Увлекались уральцы (особенно горожане) игрой в карты и кости; любили наблюдать выступления бродячих скоморохов, медвежьи и собачьи пляски («медведей водят и с собачками пляшут»,- говорилось в «памяти», направленной в 1649 г. верхотурским воеводой в Ирбитскую слободу). Высшие церковные круги безуспешно пытались с этим бороться. Местное приходское духовенство не участвовало в этой борьбе, вообще довольно терпимо относилось к мелким отступлениям своих прихожан от канонических норм. Оставаясь убежденными христианами, уральцы были чужды религиозной нетерпимости и этнических предрассудков. Патриарх Филарет выражал недовольство тем, что в Сибирской епархии (учреждена в 1621 г., в нее вошли земли восточного склона Урала и Зауралья; западные уральские территории входили в Вятскую и Великопермскую епархии) «русские люди» «в постные дни едят мяса и всякие скверны з бусорманы, с татары и с остяки, и с вогуличи вместе», некоторые женятся на некрещеных «татарках» и детей «с ними приживают». В отдельных семьях жили усыновленные малолетние «вскормленники» из числа коренных народов.
Семья
У русского населения Урала преобладали небольшие семьи, состоящие из родителей и их детей. Вместе с тем довольно значительным было число так называемых неразделенных семей, состоящих из родителей, их женатых детей и внуков или нескольких женатых братьев с их женами и детьми (братские семьи).
Большой семье, которая не испытывала недостатка в рабочих руках, было легче вести многоотраслевое хозяйство. Как правило, большие неразделенные семьи оказывались зажиточнее других. Главой семьи считался муж (в неразделенной семье — дед, в братской — старший по возрасту брат), хотя важных решений без согласования с женой и детьми он не принимал. В особых случаях (например, при выборе невесты или жениха для детей) родители собирали «семейные советы» — с приглашением близких родственников, которые жили отдельно, даже в других селениях.
Семейный быт татар и башкир определялся законами ислама, согласно которым женщина занимала подчиненное положение в семье и была лишена гражданских прав. У них допускалось многоженство. Многоженство встречалось и у язычников уральского Севера, строивших свои семейные отношения на основе обычного права.
У русского населения Урала преобладали небольшие семьи.