Сельское хозяйство Урала в страшные годы войны
Содержание статьи
Временное падение сельскохозяйственного производства
Население уральских деревень уменьшилось с 9 млн до 6,5 млн человек в результате мобилизации в армию, на работу в промышленность и строительство, высокой смертности и других причин. В 1944 г. на 10 колхозных дворов приходилось 2 мужчины трудоспособного возраста (в 1940 — 8). Основная тяжесть работ легла на плечи женщин, престарелых и подростков.
У колхозов, совхозов и МТС было изъято много тракторов, автомашин, лошадей, прекратилось обновление технического парка, ухудшились ремонт изношенных $ механизмов и орудий производства, снабжение горючим. На 30-40% сократилось в колхозах количество конных плугов, сенокосилок, жаток, молотилок. Нехватка кормов ухудшила физическое состояние рабочего и продуктивного скота, сократилось его поголовье.
Посевные площади в колхозах сократились в 1,5, а в совхозах — в 2,4 раза. Зернобобовых и технических культур засевалось меньше, чем в 1913 г., кормовых на 45 % меньше, чем до войны. Невзгоды усугублялись неблагоприятной погодой, в результате чего часть посевов вымерзала, гибла под градом, высыхала.
Продукция сельского хозяйства поставлялась государству по ценам, в несколько раз ниже реальной стоимости. Часть ее забиралась бесплатно в Фонд Обороны и Хлебный Фонд Красной Армии. Основные средства для жизни сельчане получали с небольших приусадебных хозяйств, облагавшихся государственными натуральными и денежными налогами.
Падение сельскохозяйственного производства привело в 1942 г. к голоду и дистрофии даже среди рабочих промышленности. Власти отказались от борьбы с «разбазариванием» колхозных земель и временно смирились с несанкционированным расширением огородов селян. Всем городским предприятиям и учреждениям было приказано создавать подсобные хозяйства, поощрять рабочих и служащих к «огородничеству».
Было приказано усилить шефскую помощь города селу. К 1944 г. руководителей хозяйств стали меньше наказывать за невыполнение государственных заданий. В 1941 — 1943 гг. в Челябинской области были сняты 350 председателей колхозов и 160 из них осуждены. В 1944 г. таковых было 87 и 12.
Десятки районов превратились в пригородные зоны, производящие картофель, овощи, кормовые культуры, животноводческую продукцию. Районы Свердловской области, получившие задание увеличить посадки картофеля и овощей в 1,5-2 раза, были освобождены от сдачи зерна в Фонд Советской Армии.
С 1943 г. огороды рабочих и служащих города, а с 1944 г. — и престарелых жителей села освободили от сельскохозяйственного налога. В 1945 г. 770 тыс. личных хозяйств рабочих и служащих города, руководящих работников, сельских специалистов, жен военнослужащих, имевших детей до 7 лет, инвалидов войны и престарелых селян были освобождены от поставок государству животноводческой продукции.
В конце войны впервые списали часть недоимок с колхозов за прошлые годы. Нормы поставок зерна для 24 районов Свердловской области существенно сократились, приусадебные участки жителей Подольского и Карпинского районов на 5 лет освобождались от налогов и поставок. В Челябинской области от обязательных поставок были освобождены 3 млн га земель, непригодных для сельскохозяйственного использования.
Создание семеноводческих хозяйств в районах позволило в конце войны в 1,5-2 раза увеличить посевы сортовых семян. Эта меры смягчили кризис сельского хозяйства Урала. В 1944 г. урожай овощей был выше, чем в 1940 г. В 1945 г. зерновых собрали в 1,5 раза больше, чем в неурожайном 1943 г.