«Русская мозаика»

Развитие художественной обработки камни на Урале в первой поло­вине XIX в. ясно видно даже при простом перечне изделий, выпускае­мых в те годы. Наибольшего расцвета достигает «русская мозаика» — изготовление изделий из малахита и лазурита. Делаются успешные шаги по дальнейшему развитию мозаичного искусства, в частности флорентий­ской мозаики, «резного художества» — искусство изготовления камней. Нарождается новая отрасль — приготовление «накладок»: пресс-бюва­ров, красочных натюрмортов из различных камней.

Нельзя не отметить и значительную роль декоративной бронзы. Ху­дожники или архитекторы, работая над проектом вазы, всегда учитыва­ли и рисунок бронзовой отделки. При сравнении изделий XVIII и пер­вой половины XIX в. ясно видна линия развития уральского камнерез­ного искусства, рельефной орнаментики и бронзовых украшений. Она идет от простых строгих ваз рубежа XVIII-XIX вв. ко все большей орнаментальной насыщенности и декоративности (исключение делается только для произведений, выполненных в технике «русской мозаики»). Искусные мастера стремились к тому, чтобы орнаментация не перебива­ла природный узор камни, а, напротив, способствовала бы наиболее пол­ному выявлению его красоты. Успехам в развитии художественной обработки камня на Урале во многом содействовало участие крупнейших русских архитекторов в создании проектов изделий. Екатеринбургская гранильная фабрика работала по рисункам А. Воронихина, К. Росси, И. Гальберга, Л. Брюллова, Л. Теребенева, К. Тона и др.

Вазы и чаши, бесспорно, занимают первое место среди изделий фаб­рики. В них с особенной ясностью и силой проявилось великолепное мастерство уральских камнерезов. Камень для ваз и чаш выбирался кра­сивых, сочных расцветок. Вазы делали из голубоватой темно-волнистой яшмы, голубоватой темно-струйчатой, палевой и малиновой яшм, калканской серо-зеленой и кошкульдинской красно-зеленой яшмы, родонита-орлеца, бархатного малахита и др.

Значительное место среди изделий уральских камнерезов занимают большие торшеры, предназначенные для дворцовых интерьеров, и не­большие настольные канделябры.

Гордостью Екатеринбургской гранильной фабрики являются изделия из малахита, лазурита и яшм, сделанные способом «русской мозаики». Они выполнены с исключительным мастерством. Колоссальная малахи­товая ваза (1842 г., Эрмитаж) — одна из лучших. Это характерней­ший образец искусства уральских малахитчиков. Главное в ней — заме­чательный подбор камня. Узор, созданный мастерами, естествен п разно­образен. Закономерно чередуясь, темные и светлые волнистые полосы опоясывают тело вазы. Малахитовый узор напоминает поляну, поросшую светлой изумрудной травой, по которой ветер гонит светло-зеленые волны.

Не менее интересны работы из лазурита. Они выполнялись главным образом в 1840-1850 гг. Первое место среди них занимают две парные огромные вазы из бадахшанского лазурита (Эрмитаж).

Первая половина XIX в.- период наивысших достижений уральского камнерезного искусства. Па Урале работают замечательные мастера — художники камня, обладавшие большим творческим даром и художественной культурой.