РОДОСЛОВИЕ МОЕЙ БАБУШКИ
Содержание статьи
РОДОСЛОВИЕ МОЕЙ БАБУШКИ ЕКАТЕРИНЫ СУХАНОВОЙ
В.А. Трусов
г. Первоуральск
Фамилия Суханов происходит от отчества родителя – Суханов сын. Раньше имя или прозвище Сухан имел человек от своего телосложения или от особенностей характера.
Но у меня есть еще одна версия. Зачастую в старину люди получали прозвище по названию рек. Человек, живший на реке Сухоне, мог получить имя Сухон, Сухонец которое затем при более удобном запоминании и написании стало Сухан, Суханец.
Одними из первоносителей фамилии Суханов на Урале могли быть:
Житель Ново-Никольской слободы Конанко Емельянов сын Куприянов Сухан, 1596.
Суханко Анцыфоров, туринский ярыжный, 1622.
Крестьянин пог. Коса на р. Косе Суханко Федоров сын Пятков, 1623.
Ивашко Васильев сын Суханец, крестьянин д. Бурсун на речке Бурсуне в вотчине Ивана и Максима Строгановых, 1623-1624.
Поручная запись крестьян Невьянской сл. «по Первом да по Суханке да по Данилке <…> новых детях», 1623.
Суханко, косьвинский ясачный вогул (манси) на р. Лозьве, 1626.
«Софонка Иванов прозвище Суханко», верхотурский подгородный оброчный крестьянин, 1640.
Суханко Самойлов, пашенный крестьянин Туринского острога, 1641».
Также нужно запомнить Сухановых из Книги десятинной пашни Верхотурского уезда 1632 г.:
«В Верхотурском уезде на Тагиле пашут на государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Руссии десятинную пашню тагилские пашенные крестьяне:
Ивашко Суханов да Ярофейко да Мишка Савастьяновы пашут десятину».
Родословная моей бабушки Сухановой меня заинтересовала после того, как я прочитал книгу «Уральская переписка с Петром-I и Екатериной-I».
В доношении комиссара Бурцева генерал-майору Вилиму Ивановичу де Геннину в 1723 году упоминаются братья Сухановы:
«В прошлом 1722 году декабря в «…» день объявлен здесь в народ публичной его императорского величества указ за подписанием вашего превосходительства, велено вольным работным людем из разных городов и слобод суда приходить для работ на Исете-реке, где будут строиться вновь железные заводы и при них всякие фабрики. И того ж декабря в 20, в 21 и в 22 день явились здесь в Уктусской заводской канцелярии пришлые люди, а именно: Филип Ильин сын Чащин, Михайло Онисимов, которые при записке своей сказали, что де жили они у Никиты Демидова, Филип – девять лет и работал в колотушечных мастерах и молотовых подмастерьях, Михайло – пятнадцать лет и работал всякую работу, а от переписи де полковника господина князя Солнцова-Засекина онои Демидов с тех заводов их сослал и сказал, когда де перепись минется, то де ко мне паки жить приходите, для того ж им дворов и других домовых припасов продавать не велел, а желали де они быть здесь, при заводах его императорского величества, тако ж и прочие явились, которые сказывались при записке, что де жили у Демидова, а кто имянно тому ниже сего реестр. А в означенной записной книге пришлым людям дана роспись присланному от него, господина князя Солнцова-Засекина, порутчику Билсу, который был здесь для переписи и свидетельства мужеска полу душ, и оные пришлые в той переписи у него записаны.
Реестр пришлым людям, которые при записке сказались, что де жили у Демидова на заводе.
Иван Козмин сын Мухлынин.
Василий Григорьев сын Шулеланов.
Иван Федотов сын Раев.
Овдоким Леонтьев сын Суханов.
Мелентий Леонтьев сын Суханов.
Перфилей Аврамов сын Рогов.
Иван Иванов сын Тетерин.
Андрей Терентьев.
Иван Емельянов сын Банновых».
Возможно, что кто-то из вышеперечисленных Суханко является прямым родственником моей бабушки.
Все поколения Сухановых, которые удалось найти, взяты из метрических книг и исповедных ведомостей Рождество-Богородицкой церкви.
«Село Сосновское расположено на берегу озера Сосновского, в болотистой местности, поросшей лесами, и от уездного города Шадринска находится в 25 верстах к северу. В начале XIX столетия село было заселено раскольниками-беспоповцами, имевшими у себя деревянную часовню. В 1832 году здесь был открыт единоверческий приход, которому и была передана часовня, перестроенная с 18 мая по 7 сентября в церковь и освященная в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Перестройка храма продолжалась на средства Шадринского купца З. Черепанова и после 1832 года, так что в 1850 г. храм был освящен вторично. Церковь обнесена оградой, в которой находились два здания: амбар для хранения хлеба, собираемого на нужды церкви и помещение школы грамоты, существовавшей с 15 ноября 1894 года. Прихожане, кроме села, жили в 8 окрестных деревнях. Третья часть из них находилась в отлучке для заработка; остальные занимались хлебопашеством, чеботарством и пимокатством. Изделия обуви продавались на ярмарках Ирбитской и Крестовоздвиженской. В 1900 году в Сосновском селе была открыта уездным земством для улучшения изделий местных кустарей сапожная и посудная мастерские».
В Сосновской церкви очень часто собирались деньги на благотворительные цели. В 1903 г. производился денежный сбор в течение недели с 11 по 18 мая в пользу слепых. В 1904 году Российское общество Красного креста обращалось к прихожанам на святое дело помощи больным и раненым солдатам на Дальнем Востоке в русско-японской войне. Начиная с 1915 г. за литургиями в родительские субботы: Дмитриевскую перед 26 октября и Мясопустную, в течение трех лет проводился тарелочный сбор пожертвований для Всероссийского общества памяти воинов русской армии, павших в войну 1914-1915 годов с Германией, Австрией и Турцией, а 29 ноября 1915 г. в церкви был сбор «ковш зерна нового урожая», собирали не только зерно, но и пожертвования деньгами, одеждой и другими предметами в пользу Комитета Ее Императорского Высочества Великой Княжны Татьяны Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных действий.
Родословную Сухановых удалось пока установить с семьи Захара Филимоновича (1767-1845), возможно, отчество и Филиппович. В двух документах — Филимонович, а в третьем – Филиппович. Дальнейшие поиски дадут точное имя родителя: Филимон или Филипп. Жена Захара – Марина Максимовна (1773). В семье было три Марины: кроме матери, две дочери Марины (1803 и 1816).
Сыновья Михей (1802) и Игнатий (1817).
Семья Михея Захаровича Суханова. Жена – Марфа Александровна (1801). Дети: Захарий (1827), Тимофей (1829), Иоанн (1843) и две дочери Феодора (1833), Ирина (1835).
Семья Тимофея Михеевича Суханова. Жена – Ирина Фроловна (1831). Дети: Терентий (1854-1914), Яков (1857).
Семья Терентия Тимофеевича Суханова. Имя и отчество жены установить не удалось, так как метрические книги в ветхом состоянии и в архиве не выдаются. Дети: Петр (22 декабря 1879 — 25 апреля 1941), Стефан (1881).
Семья Петра Терентьевича Суханова. Первая жена – Таисья Якимовна (1878 – 1921). Дети: Михаил (1899 – 1954), Евдокия (1902 – 1920), Екатерина (7 декабря 1904 – 11 июля 1987), Иван (25 мая 1908 – 6 июля 1983), Мария (14 апреля 1911 – 13 августа 1999), Александра (6 ноября 1913), Василий и Антонина. Вторая жена – Марфа Ивановна Конева (1881-1970): одна дочь Анна (6 ноября 1925).
Прадед Петр Терентьевич – хлебороб, в зимнее время хорошо шил сапоги и кожаную обувь. Петр о жизни предков до 1917 года своим детям ничего не рассказывал, боялся властей. Михаил Петрович женат три раза, дети живут в Екатеринбурге. Иван Петрович женился первый раз на богатой невесте с условием, что будет носить фамилию жены — Бахтеев. Иван трижды женат, участник Великой Отечественной войны, семь раз ранен, дети живут в Екатеринбурге. Мария Петровна (по мужу Конева) жила в Первоуральске, у нее было три дочери: Валентина (по мужу Давыдова), Галина (похоронили маленькой), родилась и третья девочка, но она также умерла малышкой и даже имя никто не помнит.
Василий Петрович погиб в 1941 году на фронте, дети живут в Екатеринбурге. Александра Петровна (по мужу Шилова) жила в Малом Истоке. Антонина Петровна (по мужу Корт) проживала в Березовском, дети живут в Екатеринбурге. Анна Петровна (по мужу Чукавина) живет в Реже.
Семья Екатерины Петровны Сухановой. Муж – Иван Николаевич Сметанин (20 января 1906 – 1 февраля 1958). Дочери: Апфия (3 декабря 1926), Мария (18 августа 1930 – 6 июня 2004), Людмила (12 января 1943) и Любовь (1950, прожила менее полгода и умерла от воспаления легких).
Мой дед Иван Николаевич Сметанин родом из села Белое Шадринского уезда. У одного из родственников была пимокатная мастерская. Зимой Иван ездил по ближайшим деревням продавать и принимать заказы на валенки. Так он познакомился со своей женой Екатериной Сухановой, которую перевез на жительство в село Белое.
Конечно, надо было бы раньше спросить о жизни у самой бабушки Кати. Но раньше как-то не задумывался, что ее может и не быть на белом свете. Из воспоминаний дочерей удалось узнать очень мало.
Иван с Катериной жили в доме, где кроме них еще существовали две семьи: мачеха с двумя детьми и дядя с женой и двумя ребятишками. В 1932 году рядом построили второй маленький домик, но по-прежнему все три семьи проживали в старом доме. Пришли власти и объявили, что у одной семьи два дома. Мужа Ивана забрали в трудармию. Оказывается, всего-то нужно было оформить «Акт о выделе». В селе население малограмотное. У Ивана три класса церковно-приходской школы, законы никто не знал. Прописки не существовало. Но и это не принималось, как объяснение. Все равно комиссия описала вещи, в том числе чашки и поварешки. Бабушке каким-то образом удалось угнать двух своих коров и продать их мужчине из соседней деревни. В это время на подмогу приехала младшая сестра Александра Петровна, которая оставалась с двумя маленькими племянницами Апфией и Машей. После продажи коров все четверо тайком пробирались к железной дороге. Одну ночь даже провели на деревенском кладбище. Опасались, что
за ними пошлют погоню. Но все же без происшествий добрались до Первоуральска, где сестра Александра с мужем Шиловым устроились на строительство Новотрубного завода. Леонид Шилов помог достать паспорт. Жили на знаменитой Пахотке в бараке для первостроителей трубного гиганта. Дед Иван Николаевич проработал три года штукатуром в трудармии на строительстве Уралмаш-завода. Затем приехал к семье в Первоуральск и устроился в цех № 34 на паросиловой участок, который находился в первом трубопрокатном цехе. В 1940-х годах во время Великой Отечественной войны Иван с дочерью Машей в нерабочее время ходили подрабатывать в пимокатную мастерскую на улице Строителей.
И в 30-х, и в 40-х, и в 50-х годах прошлого столетия рабочее место было найти трудно. Бабушка Катя при строительстве Новотрубного завода работала санитарной сестрой (проверяла чистоту в бараках), во время войны на отделке труб в цехе № 1, а в 50-х годах была даже в няньках.
Живы две дочери Екатерины Петровны: старшая Апфия и младшая Людмила. К сожалению, не стало средней — Марии – моей матери. Она умерла 6 июня 2004 г. от инфаркта, несовместимого с жизнью, хотя никогда не жаловалась на сердце. Сейчас в наследниках у бабушки: внук Владимир, две внучки Тамара и Татьяна, правнуки Максим и Катя, праправнучка Виктория.