Урал в период деградации государственности
Содержание статьи
ОБ ОБРАЗОВАНИИ АССОЦИАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЛАСТЕЙ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА РСФСР
Извлечение из распоряжения Председателя Верховного Совета РСФСР
В целях эффективного использования научного, производственного и технического потенциала, а также координации действий в реализации возможностей областей Уральского региона РСФСР по стабилизации экономики и уменьшении социальной напряженности в условиях перехода к рыночным отношениям
Постановляю:
1. Принять предложение Курганского, Оренбургского, Пермского, Свердловского и Челябинского областных Советов народных депутатов об образовании Ассоциации экономического взаимодействия областей Уральского региона РСФСР (Ассоциация).
Согласиться с предложением Советов народных депутатов указанных областей о возможности включения на добровольной основе в состав Ассоциации других областей и республик, входящих в Уральский и Западно-Сибирский регионы, а также вступления членов Ассоциации в другие объединения.
2. Совету Министров РСФСР совместно с Комитетами Верховного Совета РСФСР по законодательству, по вопросам работы Советов народных депутатов и развитию самоуправления, по вопросам межреспубликанских отношений, региональной политики и сотрудничеству, по вопросам эко- комической реформы и собственности подготовить и до 1 августа 1991 года внести в Верховный Совет РСФСР проект постановления о статусе Ассоциации, считая основной задачей указанного формирования с учетом передачи дополнительных полномочий максимально самостоятельное решение вопросов по обеспечению населения, проживающего в регионе, продовольствием, потребительскими товарами, создание условий для стабильного функционирования народнохозяйственного комплекса, включая строительство объектов непроизводственной сферы, социальной защиты и гарантий населения.
3. Совету Министров РСФСР совместно с Советами народных депутатов республик и областей, вошедших в Ассоциацию, разработать до 10 июля 1991 года нормативно-правовые документы, обеспечивающие ее эффективное функционирование.
Считать основными принципами формирования деятельности Ассоциации:
- добровольность участия, взаимовыгодные и взаимоответственные обязательства между участниками, регулируемые экономическим соглашением и Уставом, регистрируемым Министерством юстиции РСФСР;
- финансовую самостоятельность и независимость членов Ассоциации с частичной передачей ей функций по формированию фондов финансовых и товарно-материальных ресурсов;
- координацию совместных усилий и расходования средств, обеспечивающих социальные гарантии населению членов Ассоциации на основе сформированных фондов.
4. Предоставить членам Ассоциации право:
оставлять в своем распоряжении дополнительно полученные доходы сверх фиксированных платежей, подлежащих перечислению в государственный бюджет в установленном законом порядке; самостоятельно определять на период 1991 -1993 годов дополнительные льготы по налогам на прибыль предприятиям и организациям, расположенным на территории Ассоциации;
на период действия внебюджетного общереспубликанского (РСФСР) фонда стабилизации экономики его средства,
формируемые на территориях Ассоциации, оставлять в распоряжении членов Ассоциации без выделения средств из общереспубликанского фонда;
определять на территории Ассоциации впредь до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР порядок взимания и размеры оплаты за пользование природными ресурсами, а также размеры штрафов и компенсационных платежей за ущерб, наносимый природе, с приоритетным направлением этих средств на развитие социальной сферы и улучшение экологической обстановки;
формировать территориальный фонд товарных и сырье-вых ресурсов на основе региональных балансов производства и потребления, оставляя в распоряжении членов Ассоциации 10 % продукции, производимой предприятиями, расположенными в регионе, с целью реализации этой продукции как внутри страны, так и за рубежом. Предприятия, поставляющие продукцию в счет указанного фонда, могут дополнительно использовать 5 % своей продукции на приобретение для этого материально-технических ресурсов;
выдавать разрешения на бартерные сделки, лицензирование экспорта и импорта товаров (работ и услуг) с территорий Ассоциации в пределах установленных квот;
регистрировать предприятия и организации в качестве участников внешнеэкономической деятельности;
выдавать разрешения на создание за рубежом предприятий с участием расположенных на территории Ассоциации предприятий и организаций;
регулировать уровень использования фонда потребления предприятий и организаций, расположенных на территории Ассоциации, с учетом сбалансированности товарной и денежной масс на этих территориях;
5. Совету Министров РСФСР совместно с Советами народных депутатов и членами Ассоциации разработать и ввести с 1 августа 1991 года новый порядок валютных расчетов за поставки продукции на экспорт, исходя из необходимости сохранения за предприятиями — экспортерами продукции валютного эквивалента понесенных затрат и установления налога для зачисления в валютные фонды областей Ассоциации.
Банку внешней торговли РСФСР совместно с Министерством финансов РСФСР принять решение об открытии филиала банка членов Ассоциации и его отделений в областях, уполномоченных вести валютные операции в целях реализации настоящего Распоряжения, и разрешить создать страховые (залоговые) фонды в виде редкоземельных элементов и металлов, а также драгоценных металлов и камней, добытых из балансовых месторождений в порядке, определенном Советом Министров РСФСР и Центральным банком России.
6. Совету Министров РСФСР принять необходимые меры по безусловной реализации в областях Уральского региона земельной реформы и принять на втором Съезде народных депутатов РСФСР программы возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса.
Считать целесообразным предоставить членам Ассоциации право финансирования на основе взаимовыгодных экономических соглашений с другими регионами, краями, областями, республиками долгосрочных прямых связей по поставкам продовольствия и иной сельскохозяйственной продукции.
7. Согласиться с предложением областей — учредителей Ассоциации о создании специального инновационного фонда, обеспечивающего социальную защиту и развитие научно-технического и интеллектуального потенциала предприятий и организаций, расположенных в регионе, а также производственно-техническое развитие агропромышленного комплекса.
Совету Министров РСФСР предусмотреть целевое выделение 100 млн руб. в качестве первоначального взноса в уставной капитал данного фонда.
Центральному банку РСФСР и Банку внешней торговли РСФСР выделять инновационному фонду членов Ассоциации необходимые кредиты для финансирования целевых научно-технических программ, проведения конверсии, развития промышленности строительных материалов и строительной индустрии, решению социальных и экономических вопросов.
8. Совету Министров РСФСР по согласованию с Кабинетом Министров СССР на основе предложений трудовых коллективов предприятий и организаций, членов Ассоциации в срок до 1 августа 1991 года определять процедуру и сроки перехода предприятий в юрисдикцию РСФСР.
9. Формирование Ассоциации завершить до 1 августа 1991 года.
Москва 9 июня 1991 г. Председатель Верховного Совета РСФСР
Б. Н. Ельцин
СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВХОДЯЩИЕ В СОСТАВ АССОЦИАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЛАСТЕЙ И РЕСПУБЛИК УРАЛА
РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН (БАШКИРИЯ)
Образована 23 марта 1919 года как Башкирская АССР. В октябре 1990 г. принято решение о переименовании в Башкортостан. Площадь 143,6 тыс. кв. км. Расположена в Предуралье и на Южном Урале. Климат умеренный, континентальный (средняя температура января -14 … -17‘С, июля — +16 … +20 °C). Столица — г. Уфа. Территория включает 54 административных района, 20 городов и 41 поселок городского типа.
Население 4042 тыс. чел. (1993 г.). Башкиры составляют около 22 %, татары — более 20 %, русские — более 40 %, проживают также чуваши, марийцы, украинцы и другие. Официальные языки — башкирский и русский. Средняя плотность населения 28,1 чел. на I кв. км. Городское население составляет 64,6 %.
Промышленность
Крупнейшие промышленные центры — Уфа, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Ишимбай, Белорецк, Октябрьский.
Важнейшие отрасли промышленности: нефтедобыча, нефтепереработка и нефтехимия. Добыча нефти ведется на месторождениях Арлан, Чекмагуш, в районе городов Шкалово, Белебей, Ишимбай, Октябрьский, крупные нефтехимические производства есть в Стерлитамаке и Салавате. Машиностроительный комплекс насчитывает около 130 предприятий. Центры электротехнической промышленности и приборостроения — Уфа, Октябрьский, Туймазы. Станкостроение и производство трубоукладчиков есть в Стерлитамаке; сельскохозяйственное и лесозаготовительное машиностроение — в Нефтекамске и Учалах; производство металлургических изделий и строительного инструмента — в Белорецке. Стекольная промышленность представлена крупнейшим в России объединением «Салават-стекло» и Туймазинским заводом медицинского стекла. Развита промышленность стройматериалов, деревообрабатывающая (Уфа, Мелеуз), легкая и пищевая. Ведется добыча природного газа и бурого угля (Кумертау), железной руды (Тукан), известняка, медно-цинковых руд (Сибай). В республике действуют 10 ТЭЦ, Кармановская ГРЭС, Павловская ГЭС.
Сельское хозяйство
Специализируется на производстве зерна хозяйство (пшеница, ячмень, овес) в западных районах и продукции животноводства. Вокруг крупных городов ведется выращивание овощей и картофеля. Для Башкирии, известной высококачественными сортами меда, традиционным стало пчеловодство.
Транспорт
Развит автомобильный и железнодорожный транспорт. Действуют аэропорты в Уфе, Белорецке, Октябрьском. Судоходство осуществляется по рекам Белая и Уфа. Густая сеть газо- и нефтепроводов.
В Башкирии 6 крупных курортов, в том числе кумысо-лечебных. Создан Башкирский заповедник.
Образование и культура
На 1992 год в Башкирии 3264 общеобразовательные школы, численность учащихся 606 тыс., средних учебных заведений — 75 (62 тыс. чел.), вузов — 9 (51 тыс. чел.), музеев — 5, театров — 5.
Новая Россия. Информационно-статистический альманах. М.- 1994