Повышение квалификации сотрудников
Содержание статьи
Специалисты часто в своей практике сталкиваются с запросами от потенциальных слушателей курсов. Люди иногда не совсем понимают, для чего требуется Дистанционное образование курсы переподготовки, в какой момент нужно ее проходить, кому больше нужен документ о повышении – самому работнику или работодателю, должна ли организация оплачивать обучение. Давайте во всем разберемся.
Что такое повышение квалификации?
Само понятие квалификации законодательно было закреплено в ТК РФ совсем недавно, чуть более десяти лет назад. В статье указано, что квалификация – это уровень знаний, умений, профессионального опыта и навыков работника.
Повышение квалификации – это вид дополнительного профессионального образования/обучения работников, в ходе которого идет повышение уровня теоретических знаний, совершенствование практических умений и навыков в соответствии с требованиями профстандартов по данной специальности.
Обучение реализуется в виде курсов разной длительности и интенсивности.
Существует отдельная категория образовательных учреждений, которые занимаются предоставлением услуг в области дополнительного профессионального образования. У официальной организации обязательно должна быть получена лицензия на осуществление ее деятельности, сведения о лицензии всегда размещаются в открытом доступе на сайте. Это делается для того, чтобы каждый мог удостовериться, что учебное заведение работает в строгом соответствии с законодательством РФ и предоставляет качественные услуги и официальные документы, подтверждающие пройденные курсы.
Когда повышать квалификацию и кому за нее платить
Есть отдельные категории профессий, работников которых законом обязали проходить повышение квалификации с определенной периодичностью (один раз в три года или один раз в пять лет) – госслужащие, адвокаты, судьи, пилоты, врачи, педагоги и некоторые другие. В этом случае работодатель выбирает учебный центр и оплачивает обучение.
Если такой обязанности нет, то работодатель сам принимает решение об отправке сотрудника на обучение, ориентируясь на специфику профессиональной деятельности: часто ли в ней происходят изменения, меняются требования, появляются новые методики для увеличения эффективности работы и т.д. В некоторых ситуациях отправить своего работника повышать квалификацию просто необходимо. Например:
- после длительного перерыва в работе, самый распространенный вариант, когда сотрудник возвращается из декретного отпуска;
- после обновления производственного или компьютерного оборудования;
- после введения значительных изменений в профессиональной области.
Если компания регулярное обучение сотрудников воспринимает как обязательный и необходимый вектор своего развития, то обычно заранее составляются списки работников, требуемых курсов и закладывается под них бюджет. Соответственно, сотрудник проходит обучение за счет компании, предварительно при направлении на учебу стороны подписывают соглашение об обучении и возмещении затрат со стороны работника при увольнении без уважительных причин.
Если в компании не предусмотрено системное образование сотрудников, но вы, как специалист, чувствуете, что пришла пора фундаментально актуализировать свои знания, что имеющихся умений и навыков для грамотной работы и решения профессиональных задач не хватает, или для эффективной работы требуется освоить новые инструменты и технологии, то можно обратиться к непосредственному руководителю с запросом отправки вас на курсы повышения квалификации. Потребуется четкая аргументация и обоснование необходимости пройти дополнительное обучение. Если вы сумеете донести нужность образования, то, скорее всего, компания пойдет навстречу и оплатит обучение полностью и предложит поделить расходы. В случае отказа, нужно самостоятельно принять решение о целесообразности прохождения курса, но надо понимать, что учеба — это инвестиция в себя на будущее, на долгосрочную перспективу, которая обязательно принесет вам материальную выгоду, поспособствует увеличению доходов и повышению ценности вас, как специалиста, на рынке труда.