Обработка камня на Урале в XIX веке
Содержание статьи
«Русская мозаика»
Развитие художественной обработки камни на Урале в первой половине XIX в. ясно видно даже при простом перечне изделий, выпускаемых в те годы. Наибольшего расцвета достигает «русская мозаика» — изготовление изделий из малахита и лазурита. Делаются успешные шаги по дальнейшему развитию мозаичного искусства, в частности флорентийской мозаики, «резного художества» — искусство изготовления камней. Нарождается новая отрасль — приготовление «накладок»: пресс-бюваров, красочных натюрмортов из различных камней.
Нельзя не отметить и значительную роль декоративной бронзы. Художники или архитекторы, работая над проектом вазы, всегда учитывали и рисунок бронзовой отделки. При сравнении изделий XVIII и первой половины XIX в. ясно видна линия развития уральского камнерезного искусства, рельефной орнаментики и бронзовых украшений. Она идет от простых строгих ваз рубежа XVIII-XIX вв. ко все большей орнаментальной насыщенности и декоративности (исключение делается только для произведений, выполненных в технике «русской мозаики»). Искусные мастера стремились к тому, чтобы орнаментация не перебивала природный узор камни, а, напротив, способствовала бы наиболее полному выявлению его красоты. Успехам в развитии художественной обработки камня на Урале во многом содействовало участие крупнейших русских архитекторов в создании проектов изделий. Екатеринбургская гранильная фабрика работала по рисункам А. Воронихина, К. Росси, И. Гальберга, Л. Брюллова, Л. Теребенева, К. Тона и др.
Вазы и чаши, бесспорно, занимают первое место среди изделий фабрики. В них с особенной ясностью и силой проявилось великолепное мастерство уральских камнерезов. Камень для ваз и чаш выбирался красивых, сочных расцветок. Вазы делали из голубоватой темно-волнистой яшмы, голубоватой темно-струйчатой, палевой и малиновой яшм, калканской серо-зеленой и кошкульдинской красно-зеленой яшмы, родонита-орлеца, бархатного малахита и др.
Значительное место среди изделий уральских камнерезов занимают большие торшеры, предназначенные для дворцовых интерьеров, и небольшие настольные канделябры.
Гордостью Екатеринбургской гранильной фабрики являются изделия из малахита, лазурита и яшм, сделанные способом «русской мозаики». Они выполнены с исключительным мастерством. Колоссальная малахитовая ваза (1842 г., Эрмитаж) — одна из лучших. Это характернейший образец искусства уральских малахитчиков. Главное в ней — замечательный подбор камня. Узор, созданный мастерами, естествен п разнообразен. Закономерно чередуясь, темные и светлые волнистые полосы опоясывают тело вазы. Малахитовый узор напоминает поляну, поросшую светлой изумрудной травой, по которой ветер гонит светло-зеленые волны.
Не менее интересны работы из лазурита. Они выполнялись главным образом в 1840-1850 гг. Первое место среди них занимают две парные огромные вазы из бадахшанского лазурита (Эрмитаж).
Первая половина XIX в.- период наивысших достижений уральского камнерезного искусства. Па Урале работают замечательные мастера — художники камня, обладавшие большим творческим даром и художественной культурой.